1.Затраты предприятия и их характеристика
2 Классификация затрат предприятия
3 Себестоимость продукции и ее планирование,
4 Калькулирование себестоимости транспортных продукции
1.Затраты предприятия и их характеристика
Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг.
Различают следующие виды затрат:
операционные,
финансовые
инвестиционные
Операционные затраты - расходы, связанные с основным видом деятельности предприятия (производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ) или такие расходы, которые обеспечивают осуществление этой деятельности.
Инвестиционные затраты - расходы, связанные с инвестиционной деятельностью, имеют место во время долгосрочного вложения предприятием капитала с целью получения прибыли (капитальное строительство, расширение и развитие производства, приобретение долгосрочных ценных бумаг и т.д.).
Финансовые затраты это расходы, связанные с финансовой деятельностью предприятия, включают оплату процентов в виде кредитов, займов, размещение на рынке ценных бумаг акций, облигаций.
Наибольшую часть во всех расходах предприятия имеют операционные расходы.
По функциям операционные затраты делятся на:
- затраты на производство, это расходы материальных и трудовых ресурсов, которые непосредственно связаны с производством продукции (работ, услуг). Например, потраченные сырье, материалы
- административные затраты (расходы управления), включают затраты на заработную плату административно-управленческого персонала и начисления на нее, расходы на содержание и амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам общехозяйственного назначения, расходы на коммунальные услуги и услуги связи, на охрану, юридические услуги.
- расходы на сбыт включают расходы предприятия на заработную плату работников отдела сбыта с начислениями на нее, содержание и амортизацию основных фондов и нематериальных активов, непосредственно связанные с реализацией продукции, затраты на содержание складов готовой продукции, фирменных магазинов, комиссионные торговым агентам, расходы на рекламу, маркетинг и т.д.
- прочие операционные расходы включают затраты предприятия на плату за арендуемое имущество, себестоимость реализованных производственных запасов.
Расходы от операционной деятельности включают следующие экономические элементы, среди которых можно выделить:
1. Материальные затраты, которые включают в себя стоимость израсходованного в производстве сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и энергии, запасных частей, тары, а также вспомогательных и других материалов;
2. Расходы на оплату труда, которые включают в себя:
- заработную плату по окладам и тарифам;
- премии и поощрения;
- материальную помощь;
-компенсационные выплаты;
- оплату отпусков;
3. Отчисления на социальные мероприятия, которые подразумевают в себе:
- отчисления на пенсионное обеспечение;
- отчисления на социальное страхование;
- взносы по безработице;
- другие отчисления.
4. Амортизацию основных фондов и нематериальных активов;
5. Прочие операционные расходы, такие как:
-расходы на услуги связи;
-расходы за расчетно-кассовое обслуживание
Прослушать
Словарь
2. Классификация затрат предприятия:
1. В зависимости от способа расчетов:
1.1. Общие затраты - затраты на выпуск и реализацию всего объема продукции за определенный период. Величина общих расходов зависит от количества произведенной продукции и длительности периода;
1.2. Затарты на единицу продукции: используются для сравнения затрат на аналогичные виды продукции:
2. По степени однородности:
2.1. Одноэлементные (или простые) затраты: однородные по своему составу, имеют единое экономическое содержание и является первичным по своему происхождению; например затраты на сырье, материалы, з/п и.т.д.
2.2. Комплексные затраты: разнородные по своему составу, охватывающие несколько элементов затрат и группируются по экономическому назначению в процессе калькулирования (например, затраты на эксплуатацию машин и оборудования);
3. В зависимости от способа расчетов на единицу продукции:
3.1. Прямые затраты: непосредственно связанные с изготовлением определенного вида продукции и могут быть прямо рассчитаны на единицу продукции; если на предприятии изготавливается один вид продукции, то всего его затраты являются прямыми
3.2. Косвенные затраты: прямо не связанные с изготовлением определенного вида продукции, а связанные с процессом производства вообще в целом (например, уровень заработной платы управленческого и обслуживающего персонала);
4. В зависимости от связи с объемом производства:
4.1. Постоянные: затраты, величина которых не зависит от объема произведенной продукции;
4.2. Переменные: расходы, общая сумма которых зависит от объема произведенной продукции. Переменные затраты подразделяются на:
4.2.1. Пропорциональные: меняются прямо пропорционально объему производства, т.е. коэффициент пропорциональности равен 1 (например, затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, сумма подрядной заработной платы работающих);
4.2.2. Непропорциональные: подразделяются на:
4.2.2.1. Прогрессирующие: для таких расходов коэффициент пропорциональности более 1 и они увеличиваются в большей степени, чем объем производства (например, дополнительные рекламные и торговые расходы);
4.2.2.2. Что регрессируют: для таких расходов коэффициент пропорциональности меньше 1 и они увеличиваются медленнее объема производства (например, затраты на ремонт и оборудование);
5. По производственному признаку:
5.1. Затраты на сырье и материалы;
5.2. Расходы на топливо и энергию;
5.3. Затраты на основную и дополнительную заработную плату рабочих;
5.4. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и механизмов;
5.5. Общепроизводственные расходы;
5.6. Расходы на подготовку и освоение производства;
5.7. Внепроизводственные расходы.
3 Себестоимость продукции и ее планирование.
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Показатель себестоимости продукции используется для обоснования таких экономических решений:
1) при установлении цены на продукцию. В этом случае себестоимость является нижней границей и базой для установления цены на продукцию предприятия. Поэтому снижение себестоимости продукции является важным фактором, позволяет предприятию при действующих рыночных ценах получать большую прибыль;
2) во время экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия показатель себестоимости продукции применяется для контроля за использованием материальных, нематериальных, денежных и трудовых ресурсов;
3) при одобрении решении по совершенствовании производства себестоимость продукции используется как показатель целесообразности внедрения организационно-технических мероприятий. Мероприятие считается экономически эффективным, если вследствие его внедрения себестоимость продукции предприятия снижается.
Различают индивидуальную и отраслевую себестоимости продукции.
Индивидуальная себестоимость продукции характеризует затраты конкретного предприятия на производство и реализацию продукции. Она применяется при планировании и оценке работы конкретного предприятия.
Отраслевая себестоимость отображает средние в области затраты на производство и реализацию продукции [39].
На себестоимость продукции влияет много факторов, обусловленных как спецификой отраслей хозяйства страны, так и конкретными условиями, которые сложились на предприятии.
С целью проведения экономического анализа уровня затрат предприятия Себестоимость продукции классифицируется по ряду признаков
1. Зависимости от времени формирования затрат различают
-нормативную,
-плановую,
-фактическую
-сметную себестоимости продукции.
Нормативная себестоимость продукции формируется из затрат на производство и реализацию продукции, определенных на основе действующих норм расхода ресурсов.
Плановая себестоимость определяется перед началом планового периода на основе прогрессивных норм затрат ресурсов и действующих цен на ресурсы в момент составления плана. Она принимается ниже или такой же, как и нормативная себестоимость.
Фактическая себестоимость отражает фактические затраты предприятия на производство и реализацию продукции по данным бухгалтерского учета. Она может быть ниже плановой себестоимости или превышать ее. Для выявления причин отклонения фактической себестоимости от плановой проводится анализ соблюдения нормативных затрат на предприятии.
Сметная себестоимость отражает расходы предприятия на изделие или заказ, которые выполняются в единичном (индивидуальном) производстве или в разовом порядке.
2. Зависимости от последовательности формирования затрат на производство и сбыт продукции различают
-цеховую,
-производственную и
-полную себестоимость продукции
Цеховая себестоимость продукции включает все прямые текущие затраты, связанные с производством продукции в пределах цеха предприятия (сырье, заработная плата основных рабочих, начисления на заработную плату основных рабочих, амортизация оборудования цеха).
Производственная себестоимость продукции покрывает расходы на производство продукции в пределах всего предприятия, то есть как прямые, так и накладные производственные расходы (расходы на энергию, потребленную в технологических целях, расходы на содержание и экс-ния, амортизация здания производственного кор-пусу т.п.).
Полная себестоимость продукции - это совокупность затрат, состоящих из производственной себестоимости и внепроизводственных затрат предприятия (административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов).
Следует заметить, что Не все затраты предприятия включаются в себестоимость продукции. Через себестоимость возмещаются только те расходы, которые обеспечивают простое воспроизводство всех факторов производства: предметов, средств труда, естественно-природных ресурсов и рабочей силы.
К таким относят расходы, связанные с
• исследованием рынка и выявлением потребности в продукции;
• подготовкой и освоением новой продукции;
• обслуживанием производственного процесса и управления им;
• сбытом продукции (упаковка, транспортировка, реклама, комиссионные расходы и т.д.);
• набором и подготовкой кадров;
Существует три способа планирования себестоимости продукции предприятия
Первый способ планирования себестоимости продукции базируется на использовании сметы производства, складывающейся на основе элементов затрат (материальные затраты, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фон дов, другие расходы). Смета расходов производства - это затраты предприятия, связанные с его основной деятельностью за определенный период, независимо от того, включаются они к себе стоимости продукции в этом периоде или нет (например, уплаченная за год вперед арендная плата за помещение офиса)
Второй способ определения себестоимости продукции (Сп) определение годовой стоимости товарной продукции.
Третий способ исчисления себестоимости продукции позволяет определить себестоимость продукции с учетом влияния на нее различных факторов, действующих на уровне предприятия.
4.Калькуляция себестоимости продукции
Процесс вычисления себестоимости единицы продукции называется калькулированием себестоимости продукции.
Калькулирование - это расчеты себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) с целью:
- обоснование цены на продукцию;
- расчетов рентабельности производства;
- определение экономической эффективности различных организационно-технических мероприятий.
Калькуляция себестоимости продукции предусматривает:
- определение объема калькулирования: продукция (работа или услуга), для которой рассчитывается себестоимость;
- выбор для каждого объекта калькулирования калькуляционной единицы, т.е. единицы его количественного измерения (например, штуки, кг, т, м2 и т.д.);
- определение состава калькуляционных статей и методов их расчетов.
Различают следующие методы калькулирования себестоимости
1. По полным расходам: в расходы включаются все затраты по производству и реализации продукции;
2. По неполным затратам: на себестоимость изделий относятся только прямые расходы. А косвенные непосредственно вычитаются из выручки при определении прибыли;
3. Пофакторный: себестоимость продукции определяется с учетом влияния различных факторов.
4. Корреляционный: дает возможность определить зависимость себестоимости продукции от различных параметров. Приводится в виде эмпирических формул, выведенных на основе анализа фактических данных по аналогичным видам продукции.
5. Удельных затрат: себестоимость нового изделия определяется как произведение удельной себестоимости аналогичного изделия на параметр нового изделия.
Для определения полной себестоимости отдельных видов продукции применяют такую номенклатуру статей калькуляции
1) сырье и материалы (за исключением возвратных отходов);
2) покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия;
3) топливо и энергия, потребленная на технологические цели;
4) заработная плата производственных рабочих (основная и
дополнительная);
5) отчисления на социальные мероприятия;
6) подготовка и освоение производства;
7) износ инструментов и приспособлений целевого назначения, другие специальные расходы;
8) содержание и эксплуатация машин и оборудования;
9) цеховые расходы;
10) общепроизводственные расходы;
11) общехозяйственные расходы;
12) потери от брака;
13) прочие производственные расходы;
14) Внепроизводственные расходы.
ТЕМА