Барьеры для инноваций

Создание новых научно-технологических центров на территории страны потребует решения ряда существенных проблем и будет проходить несколько стадий своем развитии.

Создание и развитие новых НТ-кластеров необходимо будет обеспечивать в условиях, когда рынок потребления российских инновационных технологий еще не будет оформлен окончательно. В своей массе отечественные потребители инноваций пока еще не готовы выступать в роли полноценного заказчика: для этого нужно время, поэтому разработчики научной продукции должны ориентироваться на будущие потребности рынка.

Большинство корпораций, которые способны у нас выступить драйверами научно-технологического развития, до сих пор не сформировали внутри себя систему «управления знаниями». Между тем, крупнейшие западные компании, действуя в стратегии и по канонам технологии «управления знаниями», включили в собственную систему обмена инновационно-технологическими и научными знаниями ведущие российские технические вузовские/исследовательские центры. ТНК развернули в России свои исследовательские подразделения, которые формируют костяк российского инновационного сектора экономики4. Целью корпораций является, в первую очередь, снижение себестоимости исследований за счет привлечения к работе более дешевых высококвалифицированных кадров, а также получение сравнительно недорого доступа к разработкам российских научных организаций. Исследования, которые проводят подразделения этих ТНК, носят в основном прикладной характер.

Барьером развития инновационно-технологического сектора является также дефицит в стране научных кадров, обладающих необходимой квалификацией. По количеству работников сферы исследований и разработок Россия занимает 5-е место в мире – 144 занятых исследованиями и разработками на каждые 10000 чел. При этом по доле расходов на НИОКР в ВВП мы занимаем 24-е место в мире (данные на 2004 г.). По индексу цитирования научных работ и количеству выданных патентов Россия занимает одни из последних позиций среди стран ОЭСР, что показывает неэффективность исследовательского труда российских ученых.

Дефицит научных кадров будет только нарастать. Так, по данным Агентства социальной информации, на сегодня не более 10% выпускников российской аспирантуры остается в дальнейшем в науке. Среднее время пребывания молодого ученого в науке составляет 6-7 лет, причем 4 из них можно отнести ко времени написания диссертации. Треть штатных преподавателей российских вузов – люди старше 60 лет.

Еще одна проблема заключается в том, российские вузы сейчас не являются значимыми игроками на рынке технологий. Исследовательская и образовательная деятельность в российских вузах разделена – в отличие от американских и европейских моделей исследовательских университетов, где магистранты имеют намного больше возможностей участвовать в разработках, чем их российские коллеги. Доля вузов в общероссийском рынке исследований и разработок пока не превышает 5 %, причем в основном это исследования, финансируемые государством, а не бизнесом. В структуре затрат самих вузов траты на исследования составляют несколько процентов, что существенно ниже доли затрат на разработки в бюджетах наиболее сильных мировых университетов.

Проблема развития сектора состоит и в том, что традиционные отраслевые вузы и НИИ находятся вне центров рынков, на которых, в свою очередь, концентрируются заказчики инновационно-технологические решений. Например, многие профильные вузы, ведущие подготовку по химическим специальностям (РГУ нефти и газа им. Губкина, Российский химико-технологический университет им. Менделеева, Московская государственная академия тонкой химической технологии им. Ломоносова, Открытый университет, Текстильный университет и др.), расположены в Москве. При этом в Астрахани, Воронеже, Омске, Рязани, являющихся относительно крупными центрами нефте- и газохимии, своих химико-технологических вузов и даже соответствующих факультетов нет.

Значительная нагрузка в решении всех этих сложных проблем ляжет на корпорации. Задача же государства – осуществление координации развития научно-технологического модуля посредством «мягких» способов управления, среди которых кластерная политика и общестрановой и региональный форсайт. Но, прежде всего, государство своими действиями должно убедительно продемонстрировать интерес к осуществлению внятной технологической политики.

Литература

· www.asi.org.ru

· Инновации на стороне.- https://www.csr-nw.ru/content/library/default.asp?shmode=8&ids=46&ida=1859 Автор: Коллектив экспертов ЦСР «Северо-Запад» под руководством В. Н. Княгинина. Статья базируется на материалах НИР, выполненного ЦСР СЗ по заказу ФГУП НЦ "Курчатовский институт" в 2007 г.
Источник: Российскоe экспертноe обозрениe №1 (24) «Новые ресурсы России»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: