Характеристика социального налога

Введенный в 1999 году социальный налог принес значительные преобразования в налоговую систему Казахстана, заменив собой сразу три внебюджетных платежа. Он заменил собой отчисления в государственные внебюджетные фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости населения. Администрирование социального налога с момента его введения полностью перешло к налоговым органам. Объединение взносов работодателей в три государственных внебюджетных фондов в один социальный налог уменьшило число государственных контролеров, а у работодателей в связи с этим сократился объем документов по начислению и перечислению взносов и отчислений. Социальный налог унифицировал взимание социальных сборов, значительно облегчил работу бухгалтеров по начислению налога и составлению соответствующей отчетности, упростил работу органов налоговой службы по осуществлению контроля за правильным исчислением и своевременной уплатой данного налога.

Задачей социального налога является формирование доходной части бюджета на социальные программ. В последние годы неоднократно вносились изменения в размер ставок, облагаемую базу, отчетность.

Координирующая роль государства заключается в утверждении единых тарифных ставок, порядка оплаты труда, установление уровня минимальной заработной платы.

Преимуществом социального налога является то, что он не зависит от формы собственности хозяйствующего субъекта и конечного результата финансово-хозяйственной деятельности.

Установленная в 1999 году общая ставка социального налога составила 21 процент от фонда оплаты труда, впоследствии была повышена до 26 процентов. Высокая ставка налога существенно препятствовала добросовестному исполнению налогоплательщиками своих налоговых обязательств, вследствие чего с 1 июля 2001 года налоговая ставка снижена с 26 до прежних 21 процентов. Вместе с тем, по мнению предпринимателей, и эта ставка была достаточно высокой и препятствовало легализовать свои отношения с наемными работниками.

С 01.01.04г. для исчисления и уплаты социального налога установлена регрессивная шкала ставок налога. При этом отметим налогоплательщик- работодатель обязан исчислять данный налог по каждому отдельному работнику. При расчете сумм социального налога величина налоговой базы на одного работника умножается на коэффициент 12, а потом производится расчет суммы налога в зависимости от того, в какой диапазон регрессивной шкалы попадает налогооблагаемая база. Таким образом, введение регрессивной шкалы преследует цель избежать теневого учета части заработной платы, поскольку с увеличением начислений в пользу наемного работника, снижается размер отчислений социального налога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: