коммерческая по форме некоммерческая
финансовая собственности финансовая
деятельность деятельность
- частная
- доходы - государственная - самофинансирование
- прибыль - акционерная - бюджетное
- совместная финансирование
Особенности формирования фондов
2. Чистый доход
3. Дивиденды
4. Процентный доход
5. Паевые доходы
6. Кредиты банков
7. Бюджетные кредиты
8. Финансирование из бюджета
9. Внебюджетные фонды.
- капитал в виде фондов;
1. Коммерческий расчет и его принципы - соизмерение затрат с
доходами;
- самоокупаемость и
самофинансирование;
- самостоятельность и
ответственность;
- финансовая
заинтересованность
2. Плановость - расчеты, нормативы;
- финансовый план;
- бизнес план;
3. Равенство всех форм одинаковое подчинение
Закону и правилам управления;
4. Финансовые резервы - создание резервов;
- страхование от риска;
Финансовые фонды хозяйствующих субъектов
Множество фондов Денежные фонды
1. Уставной капитал (фонд)
2. Резервный капитал
3. Фонд потребления
4. Фонд накопления
5. Кредиты банков – как накопление
6. Финансовый резерв (фонд риска, страхование)
7. Конкретные фонды
8. Валютные фонды
9. Ремонтные фонды (за счет с\с и расходов будущих периодов)
Финансы в кругообороте производственного капитала коммерческого предприятия
Основные средства Оборотные средства
- здания амортизация - оборотные произ. фонды;
- сооружения норма амортизации - фонды обращения;
- оборудование амортизационные
- техника отчисления
Источники финансирования производственных фондов
1. Доход предприятий
2. Амортизационные отчисления, формируемые из дохода;
3. Взносы учреждений;
4. От продажи акций;
5. Средства бюджета
6. Государственные внебюджетные фонды;
7. Внутрикорпоративные фонды;
8. Иностранные инвесторы;
9. Чистый доход в распоряжении предприятия;
10. Банковские кредиты;
11. Кредиторская задолженность;
12. Лизинг;
13. Реинвестируемые части внеобортных активов.
Группировка:
1. Собственные финансовые источники;
2. Привлеченные;
3. Заемные средства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
1. Экономическая и социальная деятельность государства. Понятие государственных финансов, их место и роль в системе финансовых отношений. Состав государственных финансов и их звеньев.
2. Состав и структура государственных доходов. Классификация государственных доходов.
3. Понятие государственных расходов, принципы их организации.
4. Классификация государственных расходов. Финансовые резервы и их значение для экономики страны.
Экономическая и социальная деятельность государства. Понятие государственных финансов, их место и роль в системе финансовых отношений. Состав государственных финансов и их звеньев.
Государство, выполняя свои функции, тесно соприкасается с категорией «финансы», которые служат экономическим инструментом в управлении экономикой. Различают понятия «финансы» и «государственные финансы».
Государственные финансы охватывают многообразные производственные и социальные отношения в государственном секторе.
Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства. Перераспределенная стоимость используется для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функции государства и государственных мероприятий. В государственных финансах наиболее широко проявляются функции государства: перераспределение ресурсов, стабилизация экономики, перераспределение доходов и богатства.
Характерным для государственных финансов является рост объемов государственных расходов опережающими темпами по сравнению с ростом ВНП на основе закона возрастающей государственной активности (Закон Вагнера).
Государственные финансы выполняют две функции: распределительная и контрольная. С помощью распределительной функции распределяются и перераспределяются валовой общественный продукт и его важнейшая часть – национальный доход, а также часть национального богатства. Благодаря распределительной функции удовлетворяются определенные общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, трудовых коллективов, отдельных граждан путем формирования денежных доходов и расходования средств всех участников общественного воспроизводства.
Контрольная функция проявляется в финансовом контроле движения денежной формы стоимости общественного продукта. Контрольная функция действует не изолированно, а в органической связи с другими функциями.
В государственных финансах государство в лице его органов власти и управления выступает субъектом денежных отношений, которые вступают в денежные отношения с предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Государство при любой рыночной ситуации согласно закону Вагнера осуществляет регулирование экономических процессов и это объективно, так как усложнение экономической жизни общества, развитие техники и новой технологии в производстве, развитие социальных основ, сохранение государственности постоянно должны быть обеспечены финансовыми ресурсами.
В составе государственных финансов представлены следующие звенья:
· денежные фонды специального назначения (внебюджетные фонды);
· финансы государственных предприятий и организаций.
Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.
Государственные финансы удовлетворяют общественные потребности централизованным и децентрализованным путем. Финансы государственных предприятий относятся к сфере децентрализованных денежных фондов. Их роль очень велика, если в стране функционируют устойчивые в производственном отношении государственные предприятия в основных отраслях экономики.
Важную роль в централизованных денежных фондах играет бюджет. И в составе государственных финансов центральное место занимают все виды бюджетов. В бюджетах сосредотачивается в основном часть централизованных фондов денежных средств общественного назначения. Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30 % национального дохода и от 10-15 % – валового общественного продукта. Бюджет подразделяется на республиканский и местный. Именно через республиканский бюджет финансируются общегосударственные мероприятия:
· государственные целевые программы;
· оборона, охрана границ;
· обеспечение правопорядка;
· развитие социальной сферы;
· выполнение международных обязательств.
С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации.
Местные бюджеты регулируют экономические процессы размещения производительных сил, развитие территориальной инфраструктуры и социальной сферы.
Государственный кредит – это сфера денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком средств и юридическими и физическими лицами как кредиторами в связи с созданием, распределением, перераспределением и использованием государственного фонда денежных средств. Используя эту экономическую форму, государство мобилизует на возвратных началах временные свободные денежные средства населения, предприятий и финансово-кредитных учреждений для удовлетворения общественных потребностей. Их мобилизация осуществляется посредством выпуска и размещения государством различных ценных бумаг. Государственный кредит, как важная часть финансов, развивается и управляется государством. Границы его зависят от целей государства, его потребности в централизованных денежных ресурсах. Облигации это – инструмент государственного кредита.
Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. Государственная собственность подразделяется на имущество юридических лиц и государственную казну.
Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций.
Финансы предприятий обслуживают непосредственно материальное производство, где создается общественный продукт и национальный доход. В сфере материального производства формируются доходы предприятий и организаций. На базе, которых образуются как децентрализованные, так и централизованные фонды денежных средств государства, предназначенные для удовлетворения общественных потребностей.
Государственная казна подразделяется на республиканскую и местную.
Республиканская казна включает:
1. средства республиканского бюджета;
2. золотовалютные ресурсы государства;
3. имущество исключительного права собственности государства (здания, недра, природные ресурсы, богатства животного мира);
4. необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности.
Местная казна включает:
2. необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.
Государственные финансы в совокупности всех звеньев способствуют выполнению экономических функций правительства на всех этапах социально – экономического развития общества.