Человеческое общество существует благодаря потреблению товаров и услуг. Чем выше уровень развития производительных сил, тем более разнообразна по составу структура потребления, тем выше уровень и качество жизни населения. Потребляя человек удовлетворяет свои потребности. Какие-то потребности могут быть удовлетворены сразу, для удовлетворения других требуется время, в течение которого накапливаются необходимые средства.
Потребление – это удовлетворение потребностей. Потребление происходит за счет использования части располагаемого дохода на приобретение товаров и услуг. Другая часть сберегается. Сбережения можно рассматривать как будущее потребление или как накопление богатства. Сбережения – это накопление части располагаемого дохода, это та его часть, которая не потребляется.
DI = C+S → C = DI-S и S = DI-C,
где DI – располагаемый доход, C (consumption) – потребление, S(saving) – сбережения.
Какая часть располагаемого дохода идет на потребление, а какая часть на накопление? Каждый человек самостоятельно определяет их соотношение, исходя из своих предпочтений. Социально-экономическое, научное обоснование такого выбора дают теории потребительского поведения.
Анализ поведения потребителей позволяет сделать ряд выводов, выявить ряд закономерностей.
· Между потреблением и располагаемым доходом существует прямая зависимость. По мере роста располагаемого дохода расходы на потребление растут, но потребитель не тратит всю полученную сумму, а часть ее сберегает.
· При низком располагаемом доходе доля потребления высока. Очень бедные не только не имеют сбережений, но тратят больше, чем зарабатывают, покрывая разницу увеличением долгов или использованием прошлых сбережений.
· С ростом дохода доля сбережений возрастает, а доля потребления падает.
Для анализа роли потребления и сбережений в экономике, их влияния на национальный объем производства используются понятия функция потребления и функция сбережений (введены в оборот Дж. Кейнсом).
Функция потребления: C = a + b∙Yd, или С = a + b∙(Y-T),
где a – автономное потребление, не зависящее от текущего дохода;
b – предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume, MPC), (доля прироста потребления в приросте дохода);
Yd (обозначается также как DI) – располагаемый доход;
Y – доход;
Т – налоговые отчисления (T = t*Y, где t – ставка налога).
Функция потребления определяет планируемый уровень потребления для каждого из уровней дохода. На основе функции потребления можно построить график потребления (см.рис.2.10).
С – потребление
В любой точке на биссектрисе (пунктирная линия на рисунке) потребление соответствует располагаемому доходу, т.е. С=Yd. Если график потребления находится выше биссектрисы, значит потребление больше располагаемого дохода (С>Yd), т.е. имеется ситуация, когда жизнь осуществляется в долг.
Если график потребления проходит ниже биссектрисы, часть дохода не потребляется, а идет на сбережения. Их размер определяется как расстояние по вертикали между графиком потребления и биссектрисой.
Точка пересечения графика потребления и биссектрисы называется «точкой нулевых сбережений» (или «пороговым уровнем»). В ней семейный бюджет находится в равновесии – ничего не сберегается и не берется в долг, весь доход идет на потребление (С=Yd).
Функция сбережений: S = -a + (1-b)·Yd
где 1-b = MPS (marginal propensity to saving) – предельная склонность к сбережению;
График сбережений может быть построен на основе графика потребления: это расстояние между биссектрисой и графиком потребления. Точка, где S=0, имеет одно и то же значение Yd на обоих графиках.
Уровень сбережений на графике потребления – это величина, на которую он ниже биссектрисы, а на графике сбережений – это величина, на которую он выше оси Х (Yd).
Тенденции изменения потребления и сбережений характеризуются понятиями средней и предельной склонности к потреблению и сбережению.
1) Средняя склонность к потреблению АРС (average propensity to consume) – это доля общего дохода, выраженная в процентах, которая идет на потребление. АРС = С(потребление): Y(доход).
2) Средняя склонность к сбережению АРS (average propensity to save) – доля дохода, которая идет на сбережения. АРS = S (сбережения):Y(доход).
С увеличением дохода средняя склонность к потреблению падает, а к сбережению растет. Поскольку доход либо потребляется, либо сберегается, то сумма долей потребления и сбережения равна 1, т.е. APC + APS = 1
3) Предельная склонность к потреблению МРС (marginal propensity to consume) – это величина дополнительного потребления в дополнительной единице дохода. МРС=ΔС:ΔΥ=изменение в потреблении:изменение в доходе. Графически – это наклон графика потребления: крутой – высокая МРС, пологий – низкая.
4) Предельная склонность к сбережению МРS (marginal propensity to save) – величина дополнительных сбережений в приросте дохода.
МРS = ΔS:ΔY = изменение в сбережениях: изменение в доходе.
MPC+MPS=1
Потребленная доля и сбереженная доля должны поглотить весь прирост дохода. Каковы тенденции изменения предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению? В течение многих лет утверждалось, что с ростом дохода МРС понижается, а МРS увеличивается. Т.е. считалось, что потребляться будет уменьшающаяся доля прироста дохода, а сберегаться возрастающая. Теперь же многие экономисты полагают, что для экономики в целом предельные склонности к потреблению и к сбережению относительно постоянны. Предположим, что 0,7 – потребление, 0,3 – сбережение при любом доходе.
Факторы потребления и сбережения, не связанные с доходом.
1) Богатство. Под богатством понимают недвижимое имущество (дом), движимое имущество (автомобиль) и другие предметы длительного пользования (телевизор), а также финансовые средства (наличные деньги, сбережения на счетах, акции, облигации, страховые полюсы).
При прочих равных условиях, чем больше богатства накопили домохозяйства, тем слабее будет у них стимул для сбережений, для накопления дополнительного богатства. Таким образом, увеличение богатства смещает график сбережений вниз, а график потребления вверх:
↑богатства → ↑С, ↓S → сдвиг вниз графика S
сдвиг вверх графика С
↓богатства → ↓С, ↑S → сдвиг вверх графика S
сдвиг вниз графика С
2) Уровень цен (как фактор изменения покупательной способности некоторых видов богатства)
P↑ → сдвиг вниз графика С и графика S
Р↓ → сдвиг вверх графика С и графика S