I. Формирование открытой экономики

Переход к рынку в России предполагает формирование открытой экономики – экономики с высокой степенью вовлеченности в мировые хозяйственные связи, в международные экономические отношения. Открытая экономика характеризуется отсутствием внешнеэкономических барьеров на пути международного обмена товарами, услугами, рабочей силой, капиталами, технологиями. Поэтому важной составной частью экономической политики, осуществляемой в России, являются глубокие преобразования во внешнеэкономической сфере, направленные на формирование открытой экономики.

В СССР (и отчасти в рамках Совета Экономической Взаимопомощи) была создана изолированная от внешних связей экономическая система, которая позволила достичь почти полного жизнеобеспечения, но только на низшем уровне потребностей и качества продукции. Мировой опыт свидетельствует о том, что замкнутое, независимое от внешнего мира развитие страны (автаркия) приводит к экономической ущербности и отсталости, страны с закрытой экономикой, в конце концов, становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных связях, поскольку первые изолированы от новых идей и технологий, от богатого опыта многих стран, от иностранных инвестиций и т.п.

«Открытие» России для мировой экономики активно началось с начала 90-х годов. Россия унаследовала от Советского Союза около 60% экономического потенциала и примерно 70% его внешнеэкономических связей. Внешнеэкономические связи принадлежат к числу секторов экономики России, в которых переход к рыночным механизмам утвердился в первую очередь. В ноябре 1991 г. Указом Президента РФ было положено начало либерализации внешнеэкономических связей. В соответствии с Указом участие во внешнеэкономических операциях разрешалось всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Это означало ликвидацию существовавшей в Советском Союзе государственной монополии внешней торговли. Одновременно были ликвидированы как централизованное планирование внешнеэкономических связей, так и осуществление их небольшой группой (около 50) государственных монопольных экспортно-импортных объединений. На смену им постепенно пришли общепринятые в мировой практике национальные инструменты регулирования внешней торговли, такие, как лицензирование, импортные тарифы, квоты, пошлины, налоги на экспорт и другие. Конечно, остались и контролируемые государством экспорт и импорт для централизованных (государственных) нужд. Однако преобладающим во внешнеторговых операциях стал частный сектор. Под непосредственным государственным контролем государства уже в 1992 г. осуществлялось лишь 25% экспорта и 35 % импорта.[21]

При открытии России мировому рынку перед внешнеэкономической деятельностью ставились задачи поддерживать на прежнем уровне действующий топливно-сырьевой экспортный потенциал и развивать экспортный потенциал обрабатывающих отраслей. Крупные инвестиции требовались для создания современных высокотехнологичных импортозамещающих производств. С учетом конкретного состояния экономики России и ее места в системе мировых хозяйственных связей наибольший эффект для ее развития могла дать комбинированная модель, непротиворечиво сочетающая применение инструментов проэкспортной и импортозамещающей стратегии.

Формирование в России открытой экономики содержит в себе новые возможности её развития. Среди них следует выделить:

· Расширение участия в международном разделении труда.

· Усиление роли внешнеэкономических связей как интенсивного фактора экономического роста, структурных преобразований экономики, развития экспортного потенциала.

· Подтягивание отечественного производства к мировому уровню по технической оснащенности, издержкам и качеству продукции, то есть повышение конкурентоспособности национальной экономики.

· Изменение модели взаимодействия России с мировым хозяйством: переход от традиционного товарообмена к более высоким формам сотрудничества – переплетению капиталов, научно-технической кооперации, производственной интеграции и т.д. на базе новой внешнеэкономической специализации страны.

· Ускорение формирования в стране отдельных рыночных институтов и механизмов, которые пока еще слабы или отсутствуют, конкурентной среды в целом.

Вполне понятно, что Россия еще не использует преимущества открытости в полной мере. Однако очевидно и то, что в ходе реформ либерализованные внешнеэкономические связи способствовали некоторому смягчению последствий кризисных явлений в отечественном народном хозяйстве. Импорт стал важным каналом насыщения внутреннего рынка, в первую очередь потребительскими товарами, фактором, формирующим структуру и ассортимент предложения и влияющим соответственно на характер спроса. Экспорт остается важным фактором поступления валютных ресурсов.

Реализация преимуществ открытости будет реализовываться постепенно – по мере достижения экономикой России определенных количественных и качественных показателей. Рассматриваемый процесс имеет как положительную, так и отрицательную сторону. Ускоренное открытие российской экономике при её деформированной структуре и кризисном состоянии чревато достаточно тяжелыми последствиями и потерями:

• разрушение отечественного производственного потенциала, отраслей и отдельных предприятий, производящих конечную продукцию;

• консервация утяжеленной структуры производства с преобладанием добывающей промышленности;

• обеднение структуры экспорта и импорта товаров и услуг, закрепление за Россией роли главным образом поставщика сырья и потребителя готовых изделий;

• ослабление позиций России в мировой торговле, потерю ряда важных внешних рынков сбыта, особенно машин и оборудования, военной техники;

• усиление финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран;

• потеря национальными производителями части внутреннего рынка.

На начальном этапе реформ преобладала трактовка открытости экономики как ускоренной либерализации внешнеэкономической деятельности, как элемента «шоковой терапии». Как показал опыт последних лет, такое толкование открытости экономики приводит к неблагоприятным последствиям в силу того, что производственная инфраструктура российской экономики не связана через мировой рынок с передовыми производственно-техническими комплексами, в стране небогат выбор высокоэффективных экспортных отраслей (особенно высокотехнологичных производств и оборудования), а затраты на продукцию экспортных отраслей все еще высоки. В результате консервируются сырьевая и топливная ориентации экспорта, технологическая зависимость от развитых стран Запада.

Общемировая практика перехода к открытой экономике показывает, что, прежде всего, необходимо снятие барьеров на пути товаров, капиталов и рабочей силы между внутренним и мировым рынками. Конечно, сегодня полную отмену внешнеэкономических ограничений не осуществляет ни одно государство. Все страны сохраняют определенные формы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, валютного регулирования, ограничения на пути миграции рабочей силы. Тем не менее, под влиянием объективных процессов интернационализации хозяйственной жизни в послевоенные годы промышленно развитые страны Запада осуществили важные шаги по снятию внешнеэкономических барьеров, особенно в области торговли и движения капитала. Это относится в первую очередь к Западной Европе, где интеграционные процессы зашли достаточно далеко, а также к США и Японии, в которых степень открытости экономики в последние годы также существенно возросла. Как показывает мировой опыт, на применение этого средства могут идти достаточно развитые страны, способные пожертвовать некоторыми своими производствами в расчете на расширение экспортных секторов экономики.

Процесс открытия внутреннего рынка, как правило, идет постепенно, по мере созревания соответствующих предпосылок в отдельных отраслях экономики. Переход к открытой экономике даже в странах с рыночной структурой хозяйства, к которым относятся промышленно развитые страны Запада, занял после второй мировой войны довольно длительный период. Только по мере повышения конкурентоспособности своей экономики они начали снижать таможенные пошлины, отменять количественные ограничения и лицензирование внешней торговли, переходить к конвертируемости своей валюты.

Ключевой вопрос формирования открытой экономики — синхронизация внутренней и внешней либерализации экономики при условии защиты национальной экономики.

Какие отношения, внутренние или внешние, освобождать в первую очередь — исходная проблема формирования открытой экономики. Экономические преобразования в России и ряде других переходных экономик фактически начались с «открывания» экономики, а не с действительного движения к рынку. Либерализация во внешней сфере шла опережающими темпами по сравнению с внутренней сферой. Реальные экономические отношения, за которыми стоят реальные деньги, начали складываться у предприятий не между собой, а с зарубежными партнерами. Мировой рынок восполнял отсутствие национального. Такой процесс не является всесторонней интеграцией национальной экономики в мировое хозяйство. В мировую экономику при этом интегрируется не национальное хозяйство, а отдельные предприятия и регионы.

С середины 90-х годов в российском экспорте были практически полностью ликвидированы квоты и лицензии, экспортный тариф, субсидирование экспортных поставок. Единственным регулятором ввоза товаров в страну выступал импортный тариф. Не использовались широко применяемые за рубежом нетарифные ограничения импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Либерализация внешней торговли была осуществлена поспешно и непродуманно, в отрыве от внутренних экономических реалий и без должного учета допускаемых международной практикой мер государственного регулирования внешней торговли.

Кредитные западные «вливания» в российскую экономику и повышение ее открытости дали возможность решать краткосрочные задачи пополнения бюджета и насыщения потребительского рынка, однако обратной стороной медали оказались те потери, которые понес бюджет от резкого увеличения бесконтрольного вывоза товаров за рубеж, нелегальной утечки капитала за границу, сокрытия налоговых платежей, разрушения ряда секторов национальной промышленности и сельского хозяйства.

В результате либерализации экспортного режима только отрасли топливно-энергетического комплекса и производство полуфабрикатов (черные и цветные металлы) оказались в благоприятных условиях. Однако даже им не удалось использовать заработанные инвестиционные средства на восстановление, модернизацию и расширение своей материально-технической базы.

Неблагоприятным оказалось положение отраслей, выпускающих продукцию с более высокой степенью обработки, в первую очередь машиностроения, традиционно не обладающих достаточной конкурентоспособностью на внешних рынках.

Резкое «раскрытие» экономики России перед мировым рынком не позволило добиться от западных партнеров ликвидации широко используемых ими дискриминационных мер в отношении российского экспорта довольно широкого круга товаров.

В сложнейшем положении оказались те производства, которые столкнулись с конкуренцией со стороны импортной продукции. Критическое состояние многих отраслей, в первую очередь легкой и пищевой промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, уже давно требует активных защитных мер, в частности ограничения ввоза конкурирующих товаров, что на Западе является обычной практикой.

В итоге, хотя и удалось добиться насыщения внутреннего рынка (прежде всего потребительского), устранения ряда диспропорций прежней структуры народного хозяйства, разрушения заведомо неэффективных производств, рынок России оказался чрезмерно открытым перед внешним. Либерализация экспорта и импорта, вывод капитала тем самым не способствовали использованию российского капитала для создания дополнительных рабочих мест и инвестиций внутри страны.

В конкретных условиях современной России «открытие» национальной экономики должно быть постепенным, опирающимся на продуманную структурную политику, при разумном сочетании мер либерализации и протекционизма.

Формирование большой открытой экономики — прогрессивный процесс. Однако противоречия ее формирования применительно к российским переходным условиям требуют соблюдения ряда принципов на новом этапе преобразований.

Во-первых, формирование открытой российской экономики может быть лишь результатом ее серьезной структурной перестройки, то есть процессом, имеющим определенную этапность и темпы, во многом связанные со специфическими особенностями национального хозяйства (его масштабами, производственным укладом, степенью монополизации производства и сбыта и т.д.).

Во-вторых, формирование рыночной экономики открытого типа требует активной преобразующей роли государства, не только вырабатывающей, но и реализующей с помощью комбинации различных регуляторов (рыночных и административных) структурную, промышленную и внешнеэкономическую политику.

В-третьих, открытость должна определяться завоеванными позициями России на международных рынках и в международных организациях, поэтому следует отказаться от раскрытия экономики преимущественно как снятия административных ограничений на экспортно-импортные и валютные операции, а перенести центр тяжести в область завоевания конкурентных преимуществ.

Необходимым условием формирования открытой экономики является вовлечение России в мировой хозяйство. Интернационализация производства порождает в мировом хозяйстве новые организационные формы, которые позволяют преодолеть препятствия, создаваемые государственными границами. Важнейшей из таких форм стала международная экономическая интеграция. Она представляет собой процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых связей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

На микроуровне рассматриваемый процесс идет через взаимодействие отдельных хозяйственных субъектов – предприятий, фирм близлежащих стран – путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Россия постепенно интегрируется в мировую экономику. Особое значение имеет развитие торгово-экономических отношений с Европейским союзом, который является главным торговым партнером России в дальнем зарубежье. В июне 1994г. Россия подписала с ЕС Договор о партнерстве и сотрудничестве, открывающий перспективу широкомасштабного экономического взаимодействия России с ведущими странами Западной Европы и обширным интегрированным рынком ЕС. Чтобы ускорить реализацию заложенных в этот документ внешнеэкономических договоренностей, 17 июня 1995 г. было подписано Временное соглашение о партнерстве и сотрудничестве, обеспечивающее благоприятный режим экспорта на рынок ЕС российских товаров.

Определенный геоэкономический интерес представляют для России еще две группы стран. На западе – бывшие страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), международной организации социалистических стран. Они находятся в Центральной и Восточной Европе, и с ними Россию все еще связывают узы, сложившиеся за 40 лет сотрудничества. На бывшие страны СЭВ приходилось свыше 60% товарооборота Советского Союза[22]. Эти страны быстро набирают темпы экономического роста, в первую очередь Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. Они активно включаются в интегрированное пространство ЕС и могут послужить связующим звеном между Россией и Западной Европой.

В этом регионе Россия сотрудничает также с балканскими странами и Турцией. Для этого расширились возможности в рамках созданной в 1992 году организации Черноморского экономического сотрудничества, включающей помимо России, Украины, Молдовы, Азербайджана, Армении, Грузии, также Албанию, Болгарию и Турцию.

На востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который в наступившем столетии, возможно, будет играть решающую роль в мировой экономике, начинает формироваться самая обширная в мире зона свободной торговли, создание которой намечается к 2010 году. Её участниками станут государства-члены Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (ОАТЭС). В их числе Австралия, Канада, Китай, США, Тайвань, Южная Корея и Япония. Россия присоединилась к ОАТЭС в 1997 году.

Приоритетным для России является экономическое и политическое сотрудничество со странамиСНГ. В январе 1995 г. было подписано соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Договор об укреплении интеграции в экономической и гуманитарных областях предусматривает условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между странами, образование таможенного, платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза. Соглашением предусмотрена отмена тарифных и количественных ограничений во внешней торговле. Второй этап предусматривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К указанному соглашению могут присоединиться все другие страны СНГ и Восточной Европы. В марте 1996 года к Таможенному союзу присоединилась Киргизия. Наиболее далеко идущим в направлении развития интеграционного процесса внутри СНГ можно считать подписанное в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политическом и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России.

Курс на открытую экономику позволит России за счет участия в международном разделении труда обеспечить рост экономической эффективности национального производства. Однако путь к открытой экономике должен быть постепенным при активном участии государства. В геоэкономическом отношении Россия, видимо, может в будущем стать одним из мировых экономических центров, связывающих США, объединенную Европу, Китай, Японию. Многие бывшие советские республики, прежде всего, Украина, Белоруссия и Казахстан, будут тяготеть к России в большей степени, чем к другим странам.

Курс на открытую экономику предполагает также участие данной страны в различных международных организациях, и прежде всего, в ГАТТ-ВТО (Генеральное соглашение о тарифах и торговле – Всемирная торговая организация).

Это предоставляет существенные экономические преимущества – статус наибольшего благоприятствования в торговле, недискриминационный доступ на мировые рынки. Однако накладываются и определенные ограничения, обязательства, в частности, уменьшаются барьеры для вхождения товаров и услуг других стран на собственный рынок.

Поэтому окончательное решение о вступлении страны в международные организации, в частности, в ВТО, должно приниматься на основе взвешенных выводов, учета всех плюсов и минусов, дополнительных доходов и потерь.

В целом либерализация внешнеэкономических связей дает возможность посредством импорта расширить ассортимент товаров и услуг, предоставляемых населению страны, ограничить произвол монопольных производителей и существенно расширить сбыт продукции на внешних рынках для национальных производителей. Открытость экономики способна сделать экономическое поведение хозяйствующих субъектов более разнообразным и эффективным, усилить их нацеленность на конкретного потребителя, чего не было в прежней системе, и что потребитель может только приветствовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: