Формы собственности

Разгосударствление экономики – это устранение социально-экономической монополии государства, превращение экономики в смешанную частно-коллективно-государственную с различными формами собственности.

Собственность является определяющим элементом экономической системы. От характера собственности зависит вся совокупность экономических отношений – в производстве, распределении, обмене и потреблении. Структура собственности, ее соответствие специфике конкретных отраслей народного хозяйства во многом предопределяет эффективность его функционирования.

Собственность - это исторически определенная форма присвоения людьми материальных и духовных благ. Как экономическая категория она выражает отношения между людьми по поводу присвоения этих благ. История развития собственности знает две ее основные формы – общественную и частную

Общественная собственность характеризует такой тип присвоения, при котором доминируют общественные интересы. Реализация интересов индивидов определяется социально-экономической политикой государства, которое от имени своих граждан распоряжается общественной собственностью.

Частная собственность характеризует такой тип присвоения, при котором интересы индивида, социальной и иной группы доминируют над интересами целого общества. Если общественная собственность – это собственность всех и каждого, то частная собственность – это собственность каждого, но не всех.

Для рыночной экономики важен не приоритет той или иной формы собственности, а сосуществование разных собственников. При прочих равных условиях частная собственность создает большее многообразие собственников, обособленных производителей.

В 70-80-е годы ХХ в. общемировым явлением стала приватизация. Приватизация представляет собой процесс преобразования отношений собственности, когда ее объекты переходят из государственной в частную собственность. К концу 80-х годов ХХ в. более 80 стран разных континентов (от государств Латинской и Северной Америки до Южной Кореи, Филиппин, Малайзии) приняли программы сокращения государственного сектора.

В ходе коренных преобразований российской экономики 90-х гг. приватизации принадлежит ключевая роль. Она проходила в два этапа.

Первый этап охватил 1992, 1993 и первую половину 1994 года. Первой приватизационной программой России стала Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год. Ее главными задачами были проведение малой приватизации и создание условий для осуществления в 1992-1994 годах большой приватизации.

Малая приватизация охватывала предприятия оптовой и розничной торговли, строительной промышленности, сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой промышленности и грузового транспорта с числом работников до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов не более 1 млн.руб. (в старых ценах).

Большая приватизация затрагивала подавляющую часть средних и крупных предприятий, за исключением лишь некоторых естественных монополий и стратегически важных предприятий.

Использовались следующие методы приватизации:

- продажа акций предприятий и фирм;

- продажа предприятий на коммерческих конкурсах;

- продажа предприятий на инвестиционных конкурсах;

- продажа собственности ликвидируемых предприятий,

- сдача в аренду с правом выкупа.

Выбор способа приватизации зависел от размера предприятий и сферы деятельности. Так, выставлению на аукционе, конкурсе или прямой продаже подлежали предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Этот способ применялся и для мелких предприятий автотранспорта, строительства и промышленности (с численностью до 200 человек и остаточной стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб. – в старых ценах). Крупные предприятия с численностью работников более 1000 человек и остаточной стоимостью основных фондов, превышающей 50 млн. руб. (в старых ценах), приватизировались только путём преобразования в открытые акционерные общества. Все остальные предприятия могли быть приватизированы любым из указанных выше способов.

В рамках малой приватизации к концу 1993 года было приватизировано свыше 70% предприятий, а на базе средних и крупных предприятий образовано 11,5 тыс. акционерных обществ. В итоге к 1 января 1994 года в той или иной форме было приватизировано около 90 тыс. предприятий или почти 60% всех хозяйственных единиц на самостоятельном балансе.

Первейшей среди главных целей приватизации в России являлось формирование широкого слоя частных собственников. Именно с этим было связано проведение ваучерной приватизации (названной «народной»), начатой в октябре 1992 года. Каждый гражданин России получал свой ваучер или приватизационный чек (государственная ценная бумага целевого назначения), который он мог использовать для приобретения акций или продать за деньги. Таким образом, предполагалось, что граждане России получат реальный доступ к собственности, а реформа - социальную опору, без которой немыслимо говорить об ее углублении. 35% всех приватизированных по федеральной программе основных фондов были выставлены на продажу за приватизационные чеки. Всего было распространено 144 млн. ваучеров (приватизационных чеков) среди 96% населения страны. Чековой приватизацией по существу завершился первый этап приватизации в России.

С 1 июля 1994 г. в России начался второй этап приватизации. Его суть состояла в том, что предприятия уже приватизировались непосредственно за деньги. Денежные торги (продажа акций акционерных обществ) происходили на следующих видах конкурсов: инвестиционный, коммерческий, аукционный. Предприятие продавалось тому, кто предлагал за него самую высокую цену. Все предприятия, подлежащие продаже, распределялись по группам в зависимости от их экономического состояния и условий приватизации. Судьба объектов федеральной собственности определялась решением правительства или Госкомимущества. Предприятия, отнесенные к разряду муниципальной собственности, продавались по решению местных органов власти. Местные комитеты Госкомимущества (ГКИ) и Российского фонда федерального имущества (РФФИ) обязаны были детально разбираться в обстановке, оказывать квалифицированную помощь местным властям. Что касается неплатежеспособных предприятий, стоящих на грани банкротства, то здесь главную роль играло Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве), которое было призвано заниматься такими предприятиями. Оно проводило анализ их баланса и давало рекомендации по реорганизации деятельности предприятия должника, способу его приватизации, определяло условия конкурса по продаже, требования к программе инвестиций, устанавливало порядок погашения задолженности.

К началу 1997 г. в результате проведения приватизации в стране существовало 124,6 тыс. приватизированных предприятий, что составляло около 60% общего количества государственных предприятий по состоянию на начало процесса приватизации. Они обеспечивали производство более 70% ВВП.

В дальнейшем, согласно Концепции среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 – 2000 годы политика приватизации после завершения этапа «массовой приватизации» базировалась на следующих принципах:

- отказ от рассмотрения процесса приватизации преимущественно как средства пополнения текущих доходов бюджета;

- переход к приватизации по «точечным проектам» с использованием как стандартных, так и индивидуальных способов продаж;

- развитие процесса приватизации недвижимости, в том числе земельных участков под приватизированными предприятиями, что открывает широкие возможности для эффективного хозяйствования, является логическим, исторически обусловленным этапом развития процессов разгосударствления и утверждения новых форм хозяйствования.

В дальнейшем для нормального развития процесса приватизации в России необходимы политическая стабильность и надежное обеспечение продолжения уже начатых реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: