Ответ
Служба маркетинга — это организационная структура, целью которой является обеспечение маркетинговой поддержки деятельности предприятия. Служба маркетинга представляет собой административно-управленческое подразделение предприятия, которое выполняет маркетинговые функции.
Создание эффективно работающей организационной службы маркетинга позволяет предприятию в полной мере воспользоваться всеми маркетинговыми инструментами и добиться желаемой цели.
Оптимальная структура службы маркетинга зависит от многих факторов — целей предприятия, условий макро и микросреды, а также специфики самого предприятия, его размера, количества и степени однородности товаров, уровня квалификации сотрудников и т.д.
Схемы организации службы маркетинга:
Функциональная — подразделения службы формируются
в зависимости от выполняемых ими функций.
Товарная — для каждого товара или группы товаров формируется свое подразделение, занимающееся их разработкой и продвижением.
|
|
Рыночная — за каждым отделом маркетинговой службы
закреплен свой рынок.
Смешанная форма организации маркетинговой службы.
Матричная схема.
Функциональная схема организации службы маркетинга. За каждым специалистом или отделом службы маркетинга закрепляется одна из функций. Все отделы подчиняются руководителю службы маркетинга, который координирует их деятельность.
Если предприятие очень мало, то выполнение маркетинговых функций может взять на себя один человек. Основное достоинство такой схемы — простота. Сотрудники, специализирующиеся на выполнении определенной задачи, получают большой опыт и становятся профессионалами в выполнении возложенных на них функций.
Организация службы маркетинга по функциональной схеме целесообразна в случае, когда предприятие выпускает небольшое число товаров. Если ассортимент предприятия достаточно широк, то организация по такой схеме неэффективна, так как специалистам трудно разрабатывать для каждого товара отдельные комплексы маркетинга. Кроме того, возможно проявление группового эгоизма (каждое подразделение переоценивает свою значимость и не считает нужным советоваться или учитывать пожелания и рекомендации других функциональных отделов) и возникновение проблем, связанных с координацией.
Организация службы маркетинга по географическому принципу. Такая схема организации службы маркетинга применяется предприятиями, которые работают на больших (с точки зрения географии) рынках.
Если предприятие реализует товар в разных регионах страны, то возможна следующая организационная схема службы маркетинга: каждое подразделение осуществляет полный маркетинговый цикл в одном или нескольких регионах (географических зонах). При этом специалисты службы маркетинга могут проживать в закрепленных за ними регионах, что позволяет им лучше узнавать клиентов и их потребности и экономить средства предприятия на командировочные расходы. 11едостатком такой схемы является возможное дублирование функций и сложность координации.
|
|
Организация службы маркетинга по товарному принципу.
За каждым отделом маркетинга закрепляется конкретный товар. В таком подразделении разрабатывается весь комплекс маркетинга для данного товара: товарная и ценовая стратегии, политика коммуникаций и сбыта.
Если предприятие очень крупное, то при каждом таком отделе может быть выстроена функциональная структура. Чем разнороднее производственная программа и динамичнее рынок, тем больше подходит для предприятия такая схема организации службы маркетинга. Основным достоинством этой структуры является то, что каждый отдел четко знает специфику товара и целевой аудитории, которой этот товар предлагается.
Недостаток такой структуры — большие затраты на оплату труда сотрудников, возникновение конфликтов между разными отделами. Кроме того, приобретая глубокие знания о товаре, специалист может уделять мало внимания функциям маркетинга.
Организация службы маркетинга по рыночному принципу. Каждый отдел обслуживает закрепленный за ним сегмент рынка. Такая структура целесообразна, когда сегменты достаточно велики и сильно различаются между собой. Основной задачей каждого отдела становится поддержание тесных и длительных связей со своими клиентами по всем позициям ассортимента. Недостаток такой структуры: получив хорошие знания особенностей сегмента, специалист может столкнуться с трудностями при работе с отдельными товарами.
Комбинированные (смешанные) варианты организации службы маркетинга. В таких структурах несколько функций реализуются на базе товарной или рыночной структуры, а остальные функциональные отделы обслуживают все направления (отдельные товары или рынки).
Матричная схема службы маркетинга заключается в создании подразделений маркетинга по комбинации признаков (товарный/рыночный + функциональный). Например, для каждого товара разрабатывается программа и назначаются специалисты, которые отвечают за ее разработку и реализацию. Одновременно каждая программа проходит и через функциональные отделы. Хорошо выстроенная матричная структура маркетинговой службы работает очень эффективно, но возникает дублирование обязанностей, конфликты и т. д.
ВОПРОС 7