Общие сведения. Стандартизация - это процесс установления и применения правил с целью упорядочения деятельности в определенной области

Стандартизация - это процесс установления и применения правил с целью упорядочения деятельности в определенной области. Основная цель стандартизации - это достижение всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований безопасности. Стандартизация - это плановая деятельность, направленная на получение максимального эффекта при минимальных затратах, она базируется на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта. Стандартизация определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться непрерывно с прогрессом.

У нас в стране и за рубежом стандартизации уделяется огромное внимание, потому что без нее современное общество вообще практически не могло бы существовать. Стандарты сопровождают человека всю его жизнь. Игрушки, обувь, одежда, спортивный инвентарь, столы, парты, стулья, бытовые приборы, транспорт, продукты питания, жилье - все это результат труда, полученный в соответствии с принципами стандартизации.

Неизменно большую роль стандарты играют в современной науке, технике, экономике, медицине, сельском хозяйстве, строительстве и промышленности.

Роль стандартизации по мере развития нашего общества будет возрастать, так как она способствует ускорению технического прогресса.

Стандартизация имеет и большое международное значение. Ведь сохранение и упрочнение мира во многом зависит от расширения связей между государствами. Их развитие, особенно торговли, невозможно без национальной и международной стандартизации. Если не установлены одинаковые величины напряжений или не совпадают размеры вилок и розеток, если блоки приборов имеют произвольные размеры или не установлены единые условия обозначения, если не согласованы требования безопасности или цвета сигнальных ламп, то обмен товарами становится затруднительным, а иногда невозможным.

Настоящее пособие знакомит студентов с общими принципами построения системы стандартизации и теми возможностями, которыми обладают стандарты, раскрывает сущность некоторых теоретических положений и практических рекомендаций, на которых базируется стандартизация.

Стандартизация зародилась на самых ранних ступенях развития человечества. Ни понятия такого, ни слова, его обозначающего, конечно не было, но в деятельности людей она появилась. Чтобы выжить в борьбе с силами природы, люди должны были понимать друг друга и придерживаться определенных норм и правил взаимоотношений. Уже в первобытном обществе установилось однозначное толкование звуков и знаков. Затем появилась письменность, системы счета и измерений, единицы меры и другие первые элементы стандартизации, которые постепенно совершенствовались в ходе развития материального производства.

В древнем мире мы находим применение уже многих принципов стандартизации. При строительстве "Вавилонской башни" было использовано 85 млн. штук кирпичей одинаковой формы и размеров. Скрепляющий их раствор соответствовал принятым требованиям. Египетские пирамиды, созданные пять тысяч лет тому назад, состоят из тщательно обработанных камней установленных размеров. Пирамида Хеопса в Гизе построена из 2 млн. 100 тыс. плотно пригнанных каменных блоков установленной формы. Дворцы фараонов строились из кирпичей, изготовленных из определенного материала и по строго соблюдающимся размерам.

В античной Греции целый ряд архитектурных элементов, знаменитые греческие колонны, портики составлялись из деталей, выполненных в соответствии с установленными размерами.

В Древнем Риме, помимо кирпичей, использовались и другие строительные элементы "стандартных" размеров. В частности, стандартизованы были диаметры водопроводных труб, что облегчало не только строительные работы, но и расчеты за пользование водой.

Принципы стандартизации использовались относительно широко в военном деле. Египетские воины были вооружены "стандартными" луками и стрелами. Все оружие римских легионеров было унифицировано и заменялось при необходимости новым, которое, хотя и изготавливалось в разных местах различными мастерами, имело строго регламентированные размеры. На строительстве частоколов укрепленных лагерей римляне применяли "стандартные" бревна. Размеры всех деталей катапульт зависели от одного основного - длины стрелы.

По мере развития техники, производства и мореплавания мы находим еще больше примеров стандартизации. Так, в 14-15 веках флот Венеции оборудовался одинаковыми мачтами, парусами, веслами, рулями, что позволяло быстро производить необходимый ремонт.

Тогда же, когда ремесленники стали объединяться в цехи, появились первые стандарты (хотя они так тогда не назывались), которыми устанавливали определенные размеры и качество изделий. Специальные браковщики тщательно проверяли изготовляемую продукцию и для подтверждения ее соответствия установленным требованиям ставили особые знаки. Таким образом, поддерживалось качество товаров и репутация цеха.

В России начало стандартизации можно отнести ко времени царствования Ивана Грозного. Примерно в 1555 г. по его указу было организовано литье ядер определенных размеров. Проверялись они специальными калибрами-кружалами. Построенный в 1554-1560 г.г. Покровский собор, получивший название храма Василия Блаженного и украшающий Красную площадь Москвы, поражает красотой и многообразием форм. Построен же он из фигурных кирпичей всего 18 типов. А церковь Вознесения в Коломенском из кирпичей 9 типов.

Петр 1 провел ряд важных мероприятий по стандартизации. Были установлены типоразмеры элементов кораблей, пушек и их калибров, стрелкового оружия. Тульским мастерам был дан строгий наказ по соблюдению точности изготовления и взаимозаменяемости деталей и изделий. Последнему требованию уделялось особое внимание. Так из разных партий отбиралось несколько ружей, и они полностью разбирались; после перемешивания частей производилась сборка, и новые ружья должны были стрелять не хуже, чем остальные из проверяющих партий.С началом машинного производства, с выпуском в больших количествах продукции одинакового назначения стандартизация получает широкое развитие. Этого требовала и кооперация различных отраслей промышленности, изготавливающих котлы, паровые машины, вагоны, прокат, трубы, крепежные детали и другие изделия.

В России во второй половине 19 века были стандартизованы ширина колеи, диаметр колес, высота сцепных устройств, цвет вагонов и др. В 1899 г. вышел в свет первый русский метрический стандарт "Русский нормальный метрический сортамент фасонного железа. Угловое, тавровое, двутавровое, корытное и зетовое железо". После революции стандартизация в нашей стране получила широкое развитие. Уже 14 сентября1918 г. был принят декрет "О введении международной метрической системы мер и весов", который создал прочную основу развития техники измерений и стандартизации.

В 1923 г. Совет Труда и Обороны издал постановление "О стандартизации экспортируемых товаров". Была создана хлебная единая государственная инспекция, которая должна была подготавливать стандарты на экспортируемое зерно и контролировать его качество. В 1924 г, в системе ВСНХ СССР были организованы бюро промышленной стандартизации и специальные рабочие комиссии для разработки проектов стандартов.

15 сентября 1925 г. создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны, который призван осуществить в стране общее руководство работами по стандартизации и утверждать обязательные для всех отраслей стандарты. Этот день принято считать официальной датой начала государственной стандартизации у нас в стране. Первым председателем комитета был назначен В.В. Куйбышев.

Повышенное внимание к стандартизации было не данью моде, а настоятельным велением времени. Например, в стране на 6000 км узкоколейных железных дорог было более пятидесяти размеров колей от 450 до 1500 мм. Это сказывалось на размерах вагонов, тележек, дрезин, паровозов и т.д. Даже поэт В.В.Маяковский в 1920г. высказался о необходимости организации массового производства запасных частей к паровозам, стихотворением "Нормализованная гайка".

А если гайки одинаковые ввесть,

сломалась-

новая сейчас же есть.

И нечего долго разыскивать тут:

бери любую-

хоть эту, хоть ту!

И не только в гайке наше счастье.

Надо

Всем машинам одинаковые части,

а не то, как теперь-

паровоз и паровоз,

один паровозом,

а другой как воз.

Если это

поймет

рабочего разум-

к Коммуне

на паровозах

ринемся разом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: