Торговля как отрасль народного хозяйства имеет чрезвычайно важное
значение для каждого общества. В ней сосредоточены экономические,
социальные и политические задачи предприятий, организаций, населения и
государства. От их правильного решения во многом зависят эффективность
функционирования хозяйственного механизма страны, его отдельных
отраслей и удовлетворение потребностей всех слоев населения.
Торговля
—
это предпринимательская
деятельность торговых
организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой
лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или
приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг,
связанных с продажей товаров.
Субъекты торговли — это торговые организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики
Беларусь. Объектами торговли называют товары, а также работы и услуги,
связанные с продажей товаров.
Организационное построение торговли определяется несколькими
|
|
признаками:
• административно-территориальным
(управление
торговыми
организациями осуществляется как соответствующими министерствами,
иными республиканскими органами управления, так и местными Советами
депутатов, исполнительными и распорядительными органами);
• товарно-отраслевым (деятельность торговых организаций может
ограничиваться отдельными группами и даже видами товаров);
• ведомственным (торговлю осуществляет множество министерств,
промышленных объединений и предприятий);
• организационным
(оптовая
торговля,
розничная
торговля,
общественное питание).
Благодаря коммерческим процессам обеспечивается рациональное
осуществление операций купли-продажи в сфере товарного обращения
(изучение спроса и формирование ассортимента, организация оптовых
закупок и продажа товаров, коммерческая реклама и др.).
В условиях перехода к рыночной экономике торговля получила
мощные импульсы развития, существенно улучшив и расширив поле
деятельности. В торговлю пришло много новых людей с коммерческим
мышлением, но не имеющих знаний организационного и экономического
характера и решающих многие коммерческие вопросы интуитивно. Вместе
с тем процесс насыщения рынка товарами и возрастающая конкуренция
требуют более глубоких и всесторонних знаний в области торгового
бизнеса. Современный специалист торговли должен уметь анализировать
торговые процессы и проблемы в стране и за рубежом, знать особенности
развития отрасли в целом и конкретного предприятия и на этой основе
уметь прогнозировать деятельность, направленную на
повышение
эффективности торговли и уровня ее культуры.