Для выполнения своих функций по обслуживанию населения
торговля
как
отрасль
хозяйства
нуждается
в
определенной
организации, характер которой во многом определяется формой
собственности
на
средства
производства,
производственными
отношениями, общественным и государственным устройством. Наличие в
экономике республики различных форм собственности предполагает
существование и функционирование организаций розничной торговли
нескольких форм собственности.
Организации
с
государственной
формой
собственности
(государственная торговля) базируются на общественной собственности и
сроят свою работу, но принципу непосредственного подчинения торговых
звеньев органам государственного аппарата. Если до недавнего времени
эта форма торговли была преимущественной (на ее долю приходилось
более 2/3 товарооборота), то на 01.01.2009 г. ее удельный вес в общем
товарообороте республики составил 15 %. В подчинении государственной
торговли на 01.01.2009 г. более 4000 магазина.
|
|
Государственная розничная торговля включает сеть, Министерства
торговли Республики Беларусь и отделов рабочего снабжения (ОРС), а
также розничную сеть отдельных министерств (Министерства связи,
Министерства обороны, Министерства здравоохранения и др.).
Организации с частной формой собственности:
• организации
с
коллективными
формами
собственности
(потребительская
кооперация,
акционерные
общества,
концерны,
кооперативы и др.);
• организации
с
индивидуальной
формой
собственности
(единоличные владельцы магазинов, кафе, оптовых баз и т.п.);
• физические лица;
• организации — иностранные собственники.
Организационно-правовая форма торговых организаций определяется
Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с ним
юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут
создаваться
в
форме
хозяйственных
товариществ
и
обществ,
производственных кооперативов и унитарных предприятий.
В торговле получили развитие следующие виды хозяйственных
товариществ и обществ:
• полное товарищество;
• товарищество на вере (коммандитное);
• акционерное общество;
• общество с ограниченной ответственностью.
Полное товарищество — это товарищество, участники которого в
соответствии
с
заключенным
договором
занимаются
предпринимательской деятельностью и солидарно друг с другом несут
субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам
товарищества.
Коммандитным признается товарищество, в котором наряду с полными
товариществами имеются один и более участников (коммандитов),
|
|
которые несут риск убытков товарищества в пределах сумм внесенных
вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.
Акционерные общества — это достаточно крупные хозяйственные
формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на
весь уставный фонд. В акционерных обществах капитал обезличен (кроме
именных акций). Создание такого общества в розничной торговле
возможно на базе крупных организаций (универмага, универсама,
гипермаркета, Дома торговли).
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается
учрежденное двумя и более лицами общество, уставный фонд которого
разделен на доли, размеры которых определены учредительными
документами. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут
риск убытков деятельности общества в пределах стоимости внесенных
ими вкладов.
Хозяйственные товарищества и общества могут действовать автономно,
высыпая в виде совместных предприятий, малых предприятий, фирм или
объединяться в различного рода ассоциации, концерны и др.
Совместные предприятия (СП) представляют собой, либо общество
(товарищество) с ограниченной ответственностью, одним из учредителей
которого является иностранный партнер, либо объединение различных
предприятий для совместной деятельности.
Малые предприятия
могут создаваться на основе любых форм
собственности. Главный критерий статуса малого предприятия
—
предельная численность работающих (в розничной торговле она не должна
превышать 30 человек). Они могут создаваться государственными и
совместными предприятиями, ассоциациями, акционерными обществами,
физическими лицами.
Уставный фонд малого предприятия образуют основные и оборотные
средства. Основными учредительными документами малого предприятия
являются устав и учредительный договор. В уставе, который утверждается
учредителями, определяются вид и профиль предприятия, органы
управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа,
распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельно-
сти. В учредительном договоре оговариваются все обязательства, права и
ответственность сторон (учредителя и малого предприятия). На основании
этих документов малое предприятие регистрируется в исполкоме Совета
народных депутатов города или района, после чего приобретает права
юридического лица.
Торговые и торгово-производственные фирмы создаются в республике
как на базе местных торгов, так и самостоятельными коммерческими
структурами.
Ассоциации
розничной
торговли
представляют
добровольное
объединение предприятий, организованное для решения ограниченного
круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды
деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости
предприятий
и
формируются
как
самостоятельные,
автономные
образования, обладающие статусом юридического лица. Собственность
ассоциаций является коллективной.
Основными функциями ассоциации являются:
• координация деятельности входящих предприятий;
• защита и представление интересов в суде, арбитраже и т.д.;
• исследование рынка;
• анализ и обобщение передового опыта;
•подготовка кадров;
• социальное развитие предприятий и т.д.
Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:
• по региональному (районные, областные и республиканские);
• товарному (по товарным группам);
• межотраслевому (оптовая и розничная торговля);
• в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов,
универсамов);
• в зависимости от формы собственности (ассоциации арендных,
коллективных, частных предприятий);
• в зависимости от размеров предприятий (ассоциации малых
|
|
предприятий). В Республике Беларусь созданы и эффективно действуют
"Ассоциация универмагов и торговых домов", "Ассоциация кулинаров".
Концерн
—
это
объединение
предприятий,
добровольно
централизующих
некоторые
или
все
функции
инвестиционной,
финансовой,
внешнеторговой
деятельности.
Предприятия-участники
связаны между собой кооперационными, технологическими и другими
хозяйственными связями.
Главная характеристика концерна — единство управления и контроля. В
отличие от ассоциации в нем более широко централизованы функции
управления
и
в
большей
степени
утрачена
экономическая
самостоятельность.
Основными функциями концерна являются:
• финансовый контроль за деятельностью входящих предприятий;
• координация
коммерческой
и
хозяйственной
деятельности
предприятий;
• проведение единой ассортиментной, закупочной и торговой политики;
• маневрирование товарными ресурсами;
• создание фондов и резервов и т.д.
Организации розничной торговли входят в состав концернов
производственного типа. Наиболее разветвленную розничную торговую
сеть имеют концерны "Беллегпром", "Беллесбумпром", "Белгоспищепром"
и др.
Унитарные торговые предприятия — это коммерческие организации, не
наделенные правом собственности на закрепленное за ней собственником
имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не
может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между
работниками предприятия.
В форме унитарных в Республике Беларусь созданы государственные
(республиканские или коммунальные) и множество частных унитарных
предприятий.
Характерный признак торговой системы — однородность входящих в
нее предприятий, действующих на определенной территории или
обслуживающих определенный контингент населения.
К основным торговым системам, осуществляющим розничную
торговлю
в
Республике
Беларусь,
относятся
Министерство
|
|
торговли,
потребительская
кооперация,
ОРСы
промышленных
предприятий
и
транспорта,
прочие
министерства
и
ведомства
(Минздрав, Минобороны, Минсвязи и др.).