В каждом магазине осуществляется предварительная подготовка к продаже,
так как товары должны быть поданы в торговый зал с максимальной степенью
готовности.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке,
комплектовании, фасовке, утюжке и т.д. Количество подготовительных
операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности
товара к продаже. В процессе подготовки совершаются общие и специальные
(специфические) операции с товарами.
Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из
внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида
после хранения, сортировку и т.д. Они совершаются со всеми товарами.
Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного
оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным товарам к
таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложно-
технических товаров, настройку, техническое регулирование и др.).
Выполнение этих операций требует наличия не только нормативно-техни-
|
|
ческой документации, но и современного оборудования, технически
оснащенных рабочих мест и т.д.
По продовольственным товарам данные операции включают в основном
фасовку, нарезку, упаковку. Необходимость этих операций обусловливается
тем, что товары, поступающие в розничную торговлю, в большинстве своем
недостаточно
подготовлены
к
продаже.
Торговля
вынуждена
сама
организовывать продолжение процесса производства в магазине, хотя это
весьма неэффективно как с точки зрения производительности труда, так и
расхода упаковочных материалов, товарных потерь. Особое внимание при
фасовке должно уделяться размерам дозировки фасуемых товаров. Как
правило, магазины дублируют промышленную дозировку (например, мука —
по 2—3 кг, сахар – по 1 кг.), хотя последние не учитывают спроса многих
покупателей.
Для подготовки товаров к продаже могут выделяться отдельные помещения
(фасовочные, разрубочные, разделочные, сборочные и т.д.), размер которых
предусматривается в СНБ в зависимости от типоразмеров магазинов (как
правило, в квадратных метрах на 10 м2 торгового зала по соответствующей
группе товаров).
Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут
материально ответственные лица (заведующие отделами или секциями,
директора магазинов). Подготовка товаров к продаже должна осуществляться,
как правило, до открытия
магазина. Подготовленные к продаже товары размещают в тележки, ящики,
лотки, тару-оборудование для транспортирования в торговый зал.
Подготовка товаров к продаже должным образом способствует:
• снижению затрат времени покупателей на приобретение и потребление
товаров;
• улучшению внешнего вида товаров;
• ускорению процесса продажи и росту товарооборота;
• уменьшению потерь и снижению расходов на реализацию;
• общему повышению уровня культуры торгового обслуживания.