Функциональная модель оценки менеджмента, как новый эффективный инструмент менеджмента конкурентоспособности предприятия

Российская экономика с каждым годом все прочнее встает на рыночные рельсы. Правила, устанавливаемые мировым рынком, определяют принципы ведения бизнеса и для отечественных предпринимателей. Современные тенденции в менеджменте постепенно распространяются на российскую бизнес - среду.

Многие отечественные предприятия требуют серьезной реорганизации подходов к ведению бизнеса и изменения методов управления. Оценка деятельности предприятия является отправной точкой для его развития, поиска путей совершенствования бизнес-процессов, выявления сильных и слабых сторон организации.

Однако, современные подходы к организационной самооценке, критерии предлагаемых моделей улучшения качества управленческой деятельности крупных и малых предприятий не всегда понятны и могут не вполне адекватно восприниматься российским бизнесом. Отечественные предприниматели еще не готовы полностью оперировать такими категориями, как социальная ответственность, удовлетворение потребителей, процессный подход, прозрачность и открытость. Для этого необходимо укоренение философии качества в сознании менеджеров.

Но в некоторых организациях уже сейчас применяют функциональную модель для самооценки менеджмента.

Функциональная модель оценки менеджмента, как новый эффективный инструмент менеджмента конкурентоспособности, позволяет российским менеджерам привить принцип непрерывного совершенствования и поиска конкурентных преимуществ.

Как отмечают авторы разработки, предложенная ими функциональная модель оценки менеджмента адаптирована к российским условиям и позволяет руководителям проанализировать не столько бизнес-процесс, сколько свою деятельность по управлению организацией, выявить сильные и слабые стороны, наметить области первоочередных улучшений, проследить динамику улучшений. Другими словами, предлагаемая модель является инструментом непрерывного совершенствования системы управления.

Функциональная модель оценки менеджмента (ФМОМ) предложена к.э.н., коммерческим директором «ИВА Консалтинг групп» Масловым Дмитрием, Профессором Полом Ватсоном, доктором Николасом Чилиши из Университета Шеффилд Халлам (Великобритания).

2 Описание методики оценки системы менеджмента организаций на базе функциональной модели оценки менеджмента

Далеко не в каждой компании менеджмент идеально отлажен. Но чтобы знать, в каком направлении следует совершенствовать систему управления, необходимо выявить ее слабые места. Сделать это может помочь ФМОМ. В основе предлагаемой выше перечисленными авторами ФМОМ лежат шесть главных функций управления:

- прогнозирование/планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль;

- координация;

- коммуникация.

Первые пять из них формируют структуру управления и соответствуют пяти оценочным критериям модели. В свою очередь структура управления определяет характер взаимосвязей в организации, то есть коммуникацию.

Ниже рассмотрена подробнее каждая функция с точки зрения функциональной модели оценки менеджмента:

- планирование. Этот критерий затрагивает определения будущей стратегии. Функция планирования призвана дать ответы на вопросы, такие как:

а) насколько близка организация к достижению установленных целей и воплощению своей миссии;

б) в каком направлении компания будет развиваться;

в) какими способами компания намерена достигнуть прогнозируемых целей;

- организация. Данная функция заключается в том, чтобы реализовать поставленные задачи. Для этого, в частности, понадобится сформировать рациональную структуру предприятия и обеспечить процесс необходимыми ресурсами. Задача руководителя на этом этапе – построить бизнес-процесс максимально эффективно;

- мотивация заключается в том, чтобы лично заинтересовать работников в достижении целей компании;

- контроль является формой постоянно действующей обратной связи и необходим для своевременной проверки качества бизнес-процессов на каждом этапе. Хорошо налаженная система контроля повышает эффективность работы предприятия и позволяет избежать затрат, связанных с устранением дефектов, повышает доверие потребителей, партнеров, акционеров и других заинтересованных сторон;

- координация чрезвычайно важна для регулировки и постоянной диагностики системы управления. Анализ отклонений в работе и корректировка текущих планов в соответствии с изменяющейся ситуацией – одни из основных задач этой функции менеджмента;

- коммуникация - это фактически «жизненная энергия» организации. Ее уровень определяется состоянием первых пяти функций.

Оценка системы менеджмента организации в рамках функциональной модели предполагает анализ пяти управленческих функций, которые соответственно являются оценочным критериями модели. Каждый из пяти критериев содержит пять субкритериев, таким образом, функциональная модель оценки менеджмента объединяет 25 оценочных категорий. Краткое содержание и структура критериев ФМОМ представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Критерии модели ФМОМ

Критерии Балл
1. Планирование (20)
1.1. Установка целей и стратегических задач  
1.2. Сбор и анализ информации о клиентах и рынке  
1.3. Детализация бизнес-процесса  
1.4. Сбор и анализ информации о конкурентах и эталонных компаниях  
1.5. Планирование ресурсов  
2. Организация (20)
2.1. Формирование организационной структуры  
2.2. Распределение полномочий и установление зон ответственности  
2.3. Условия для создания самообучающейся организации  
2.4. Выполнение основного процесса  
2.5. Эффективность процесса создания новых ценностей для клиентов  
3. Мотивация (20)
3.1. Лидерство и корпоративная культура  
3.2. Условия для обучения и профессионального развития персонала  
3.3. Уровень потребностей работников  
3.4. Вовлечение работников в процесс совершенствования  
Критерии Балл
4. Контроль (20)
4.1. Система контроля качества на каждом этапе бизнес-процесса  
4.2. Критерий оценки полученных результатов  
4.3. Измерение степени удовлетворенности потребителей  

Продолжение таблицы 1

4.4. Рациональное использование ресурсов  
4.5. Соответствие полученных результатов установленным целям  
5. Координация (20)
5.1. Соединение и координация первых четырех функций  
5.2. Установление внутренних взаимосвязей организации  
5.3. Система разрешения конфликтов  
5.4. Текущий анализ отклонений: пересмотр и корректировка планов  
5.5. Информационный менеджмент  
6. Коммуникация (общая оценка менеджмента равна сумме оценок критериев 1-5)   (100)

На основе данных критериев составляются вопросы анкеты для определения уровня развития менеджмента организации.

Каждый вопрос анкеты имеет пять вариантов ответа, которые представлены в таблице 2. Наивысшая оценка по каждой из 25 оценочных категорий (вопросов) составляет 4 балла. Соответственно максимальный результат по каждому из пяти критериев – 20 баллов.

Уровень развития системы управления организации определяется общей оценкой текущего состояния менеджмента.

Таблица 2 – Шкала оценки и варианты ответов

Шкала оценки, балл Состояние категории
  Деятельность не ведется
  Деятельность ведется непостоянно, от случая к случаю
  Деятельность ведется частично, в зависимости от ситуации
  Деятельность ведется постоянно и систематически
  Деятельность ведется максимально эффективно

В рамках методологии функциональной модели выделены пять уровней развития (зрелости) менеджмента организации, описанные в таблице 3.

Таблица 3 - Уровни развития менеджмента организации

Уровень развития менеджмента Оценка   Характеристика состояния менеджмента
  (0-20) Управление ведется бессистемно, цели не определены либо слишком расплывчаты. Для дальнейшего развития необходимо в корне пересмотреть принципы ведения бизнеса.
  (21-40) Система менеджмента имеет потенциал для развития, однако эти возможности реализуются слабо. Руководству необходимо проявить инициативу, отчетливо определить цели и разработать стратегию развития системы менеджмента на основе качества.
  (41-60) Система менеджмента на предприятии сформировалась. Необходимо акцентировать внимание на оптимизации бизнес-процесса и улучшения качества на каждом его этапе. Совершенствуя систему управления, следует учитывать важность потребителя и важность персонала.
  (61-80) Постоянное совершенствование качества менеджмента ведется по большинству направлений. Необходимо поддерживать динамику улучшений и начать преобразование оставшихся проблемных областей, используя бенчмаркинг и другие стратегии совершенствования.
  (81-100) Достигнуты максимальные результаты по всем направлениям управленческой деятельности, система менеджмента является эталонной.

Самооценка по критериям функциональной модели оценки менеджмента позволяет организации получить всестороннюю картину своей деятельности и на основе результатов диагностического исследования определить сильные и слабые стороны, приоритетные направления для улучшений, а также инкорпорировать принцип непрерывного совершенствования в деятельность организации.

В основе методики самооценки ФМОМ лежит бальная система, что позволяет менеджерам сравнивать достигнутые результаты с эталоном или показателями других организаций, а также прослеживать динамику улучшений при проведении повторной самооценки.

Особенность методики в том, что оценка менеджмента по описываемой методике производится не только руководителями, менеджерами различных уровней, но и рядовыми работниками, то есть теми, кто выполняет управленческие решения. Для получения объективных данных необходимым условием является участие в опросе не менее 80% руководителей и не менее 50% работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: