Вопрос 8. Анализ использования нераспределенной прибыли

 

Нераспределенная (чистая) прибыль – часть прибыли (общего финансового результата государственной деятельности), оставшаяся после того, как произведены все обязательные изъятия: уплата налога на прибыль, выплата дивидендов, отчисления на прочие нужды и т.п.

Нераспределенная прибыль формируется нарастающим итогом в течении всего периода деятельности организации и при ее ликвидации подлежит распределению между учредителями (акционерами, участниками). За счет этого источника (финансового результата) обычно покрываются убытки организации.

Формирование нераспределенной прибыли происходит за счет следующих факторов:

· изменения прибыли до налогообложения;

· изменения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей;

· изменения выплат из чистой прибыли.

Выявив влияние вышеперечисленных факторов на изменение чистой (нераспределенной) прибыли, можно разработать программу повышения прибыльности производственно-финансовой деятельности, мобилизовав выявленные резервы.

Анализ и оценка использования чистой прибыли отчетного периода могут проводиться с двух точек зрения:

1) исследуется динамика долей, составляющих чистую прибыль, по направлениям ее использования;

2) анализируется экономическая целесообразность направления чистой прибыли на выплату дивидендов и целесообразность капитализации чистой прибыли.

Направления использования чистой прибыли определяются организацией самостоятельно. Чистая прибыль может распределяться на:

· резервный капитал;

· фонды накопления и потребления;

· благотворительные цели;

· развитие социальной сферы;

· выплату дивидендов.

В ходе вертикального и горизонтального анализа использования чистой прибыли (ЧП) рассчитываются следующие коэффициенты:

1. Коэффициент капитализации = (Резервный фонд + Фонд накопления) / ЧП х 100%.

2. Коэффициент потребления= 100% - Коэффициент капитализации.

3. Темпы устойчивого роста собственного капитала = (ЧП - ЧП на потребление) / Среднегод. величина собств. ср-в.

Также проводится горизонтальный и вертикальный анализ чистой прибыли. В целях факторного анализа чистой прибыли отчетного периода используются аддитивные модели, решаемые методом цепных подстановок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: