Расчет тяговой характеристики производится на основе построенных электротяговых характеристик КМБ. Для этого, задаваясь значениями тока ТЭД Ii, по данным характеристикам определяют величины FDi и Vi для полного поля возбуждения ТЭД и ослабленных полей. Далее рассчитывают силу тяги тепловоза FKi, кН, и строят тяговую характеристику
FКi = FDi m, (54)
где m – число ТЭД на одной секции тепловоза.
Расчет тяговой характеристики сводится в табл. 5.
Таблица 5
Расчет параметров тяговой характеристики тепловоза
Режим работы ТЭД | |||||||||||
ПП (a1 = 1) | ОП1 (a2 = 0,6) | ОП2 (a3 = 0,38; 0,25) | |||||||||
I, A | FD, кН | V, км/ч | FК, кН | I, A | FD, кН | V, км/ч | FК, кН | I, A | FD, кН | V, км/ч | FК, кН |
На бумаге формата А4 по данным табл. 5 строится тяговая характеристика тепловоза (рис. 7).
Рис. 7. Тяговая характеристика тепловоза
На построенную тяговую характеристику наносятся точки перехода работы ТЭД. Для этого необходимо определить скорости переключения работы ТЭД с ПП на ОП1 и на ОП2, используя соотношение
VПРПП-ОП1 = VОБРПП-ОП2 iОБР / i, (55)
где VОБРПП-ОП1 – скорость перехода тепловоза-образца с ПП на ОП1; iОБР – передаточное отношение тягового редуктора тепловоза-образца (см. табл. 6). Обратный переход (ОП2 – ОП1 и ОП1 – ПП) производится при скорости движения на 10 км/ч меньшей, чем прямой переход. Для грузовых тепловозов величина ослабления поля на первой ступени составляет 60 %, на второй ступени – 38 %, для пассажирских – 60 % и 25 %, для маневровых – 48 % и 25 %.
Таблица 6
Скорости перехода работы ТЭД тепловозов
Серия тепловоза | Передаточное отношение, i | V ОБРПП-ОП1, км/ч | VОБРОП1-ОП2, км/ч |
ТЭМ2 | 4,41 | ||
ТЭМ7 | 4.41 | ||
2ТЭ3 | 4,41 | 29,5 | 41,5 |
М62 | 4.41 | ||
2ТЭ10 | 4.53 | ||
2ТЭ116 | 4,41 | ||
2ТЭ121 | 4,41 | ||
ТЭП60 | 2,32 | ||
ТЭП70 | 2, 38 |
Тяговая характеристика должна иметь вид близкий к равнобокой гиперболе, что свидетельствует о постоянстве касательной мощности и полном использовании эффективной мощности ДВС на всем диапазоне скорости движении от V = VРАС до V = VКОН.
На тяговую характеристику наносятся ограничения по длительному току и по сцеплению колес с рельсами. Ограничение по длительному току IДЛ позволяет уточнить значение расчетной скорости. Чтобы нанести ограничение по IДЛ поступают следующим образом: для значения IДЛ (см. табл.3) по электротяговым характеристикам КМБ определяют величину FD для одного ТЭД при полном поле их возбуждения. Тогда длительная сила тяги тепловоза определяется как
FKT = FD m. (56)
Полученное значение FKT откладывают на тяговой характеристике по оси F и проводят линию, параллельную оси V.
Для наложения на тяговую характеристику ограничения по сцеплению колес с рельсами необходимо воспользоваться основным законом локомотивной тяги:
FK £ FСЦ, (57)
где FСЦ – сила сцепления колес с рельсами, кН.
FСЦ = yК РСЦ, (58)
где yК – расчетный коэффициент сцепления:
– для тепловозов типа ТЭ10: yК = 0,118 + 4 / (22 + V), (59)
– для остальных тепловозов: yК = 0,118 + 5 / (27,5 + V), (60)
где РСЦ – сцепной вес тепловоза, кН.
РСЦ = 2П m, (61)
где 2П – нагрузка от колеса на рельс (см. табл.1).
Величина FСЦ для маневровых и грузовых тепловозов вычисляется для скоростей движения 0,5,10,15,20,25 км/ч, а для пассажирских – до скоростей 45 – 50 км/ч. При нанесении на тяговую характеристику ограничения по сцеплению, кривая FСЦ = f (V) должна пересекаться с зависимостью FK = f (V). Точка пересечения этих кривых указывает скорость движения, при которой осуществляется выход на автоматическую кривую полного использования мощности силовой установки.