Расчет и построение тяговой характеристики тепловоза

Расчет тяговой характеристики производится на основе построенных электротяговых характеристик КМБ. Для этого, задаваясь значениями тока ТЭД Ii, по данным характеристикам определяют величины FDi и Vi для полного поля возбуждения ТЭД и ослабленных полей. Далее рассчитывают силу тяги тепловоза FKi, кН, и строят тяговую характеристику

FКi = FDi m, (54)

где m – число ТЭД на одной секции тепловоза.

Расчет тяговой характеристики сводится в табл. 5.

Таблица 5

Расчет параметров тяговой характеристики тепловоза

Режим работы ТЭД
ПП (a1 = 1) ОП1 (a2 = 0,6) ОП2 (a3 = 0,38; 0,25)
I, A FD, кН V, км/ч FК, кН I, A FD, кН V, км/ч FК, кН I, A FD, кН V, км/ч FК, кН
                       

На бумаге формата А4 по данным табл. 5 строится тяговая характеристика тепловоза (рис. 7).

Рис. 7. Тяговая характеристика тепловоза

На построенную тяговую характеристику наносятся точки перехода работы ТЭД. Для этого необходимо определить скорости переключения работы ТЭД с ПП на ОП1 и на ОП2, используя соотношение

VПРПП-ОП1 = VОБРПП-ОП2 iОБР / i, (55)

где VОБРПП-ОП1 – скорость перехода тепловоза-образца с ПП на ОП1; iОБР – передаточное отношение тягового редуктора тепловоза-образца (см. табл. 6). Обратный переход (ОП2 – ОП1 и ОП1 – ПП) производится при скорости движения на 10 км/ч меньшей, чем прямой переход. Для грузовых тепловозов величина ослабления поля на первой ступени составляет 60 %, на второй ступени – 38 %, для пассажирских – 60 % и 25 %, для маневровых – 48 % и 25 %.

Таблица 6

Скорости перехода работы ТЭД тепловозов

Серия тепловоза Передаточное отношение, i V ОБРПП-ОП1, км/ч VОБРОП1-ОП2, км/ч
ТЭМ2 4,41    
ТЭМ7 4.41    
2ТЭ3 4,41 29,5 41,5
М62 4.41    
2ТЭ10 4.53    
2ТЭ116 4,41    
2ТЭ121 4,41    
ТЭП60 2,32    
ТЭП70 2, 38    

Тяговая характеристика должна иметь вид близкий к равнобокой гиперболе, что свидетельствует о постоянстве касательной мощности и полном использовании эффективной мощности ДВС на всем диапазоне скорости движении от V = VРАС до V = VКОН.

На тяговую характеристику наносятся ограничения по длительному току и по сцеплению колес с рельсами. Ограничение по длительному току IДЛ позволяет уточнить значение расчетной скорости. Чтобы нанести ограничение по IДЛ поступают следующим образом: для значения IДЛ (см. табл.3) по электротяговым характеристикам КМБ определяют величину FD для одного ТЭД при полном поле их возбуждения. Тогда длительная сила тяги тепловоза определяется как

FKT = FD m. (56)

Полученное значение FKT откладывают на тяговой характеристике по оси F и проводят линию, параллельную оси V.

Для наложения на тяговую характеристику ограничения по сцеплению колес с рельсами необходимо воспользоваться основным законом локомотивной тяги:

FK £ FСЦ, (57)

где FСЦ – сила сцепления колес с рельсами, кН.

FСЦ = yК РСЦ, (58)

где yК – расчетный коэффициент сцепления:

– для тепловозов типа ТЭ10: yК = 0,118 + 4 / (22 + V), (59)

– для остальных тепловозов: yК = 0,118 + 5 / (27,5 + V), (60)

где РСЦ – сцепной вес тепловоза, кН.

РСЦ = 2П m, (61)

где 2П – нагрузка от колеса на рельс (см. табл.1).

Величина FСЦ для маневровых и грузовых тепловозов вычисляется для скоростей движения 0,5,10,15,20,25 км/ч, а для пассажирских – до скоростей 45 – 50 км/ч. При нанесении на тяговую характеристику ограничения по сцеплению, кривая FСЦ = f (V) должна пересекаться с зависимостью FK = f (V). Точка пересечения этих кривых указывает скорость движения, при которой осуществляется выход на автоматическую кривую полного использования мощности силовой установки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: