double arrow

Ценообразование на предприятии машиностроительной отрасли

В любой экономической системе цена является регулятором отношений экономических субъектов.

Цена как экономическая категория выполняет следующие функции:

1. учетная функция: отражает размер прибыли, являющейся средством исчисления макроэкономических показателей.

2. распределительная функция выражается во влиянии цены на параметры спроса и предложения, государство через ценообразование осуществляет финансовую политику.

3. функция сбалансированности спроса и предложения: нарушение баланса показывает необходимость изменения в балансах производства и потребления, что направлено на повышение уровня удовлетворения общественных потребностей.

4. функция цены как рационального размещения производства.

5. стимулирующая функция проявляется в отношении производителя и потребителя. Производитель находит в цене побуждение увеличивать выпуск продукции, насыщать рынок. Потребитель может быть стимулирован ценами на возрастающее потребление, что способствует росту производства.

Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции, работ, услуг.

Ценообразование – процесс формирования цен, определения их уровней и соотношений.

В рыночной экономике объективно действуют многие экономические законы, из которых наиболее важные: закон стоимости; закон спроса; закон предложения; законы рыночного ценообразования.

Ценовая система – единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками рынков.

Цены дифференцируются:

1. По отраслям и сферам обслуживания: оптовые цены на продукцию промышленности; закупочные цены на продукцию с/х; цены на продукцию строительства; тарифы грузового и пассажирского транспорта; цена на потребительские товары; тарифы на услуги; внешнеторговые цены; экспортные цены; импортные цены.

2. По степени участия государства в ценообразовании: рыночные – государство не принимает никакого участия (свободные; монопольные; демпинговые (способ конкурентной борьбы) – цена ниже, чем у конкурентов); регулируемые цены (фиксированные (для монополий: газ, электроэнергия); предельные (государство установило высшую цену, выше которой предприятия установить не могут; устанавливаются на продукты первой необходимости – лекарства, хлеб…)).

2. По стадиям ценообразования: оптовая цена изготовителя (себестоимость, прибыль); оптовые отпускные цены (косвенные расходы – акцизы, НДС и др.); оптовые цены закупки (расходы посреднической организации, ее прибыль, НДС); розничные цены (3.3. + расходы торговой организации + ее прибыль + НДС).

3. По транспортной составляющей: цены франко-склад поставщика; цены франко-станция отправителя; цены франко-вагон станции отправителя (+ затраты на погрузку в вагон); цены франко- вагон станции назначения (+ транспортировка по ж/д); цены франко-слад потребителя (максимальная цена, включающая все затраты на перевозку).

4. По характеру ценовой информации: аукционные цены (выше обычных розничных цен); биржевые; цены фактических сделок; справочные цены; ценовые индексы (индивидуальные (на конкретный товар) и сводные).

Процесс первоначального установления цен предусматривает следующие 6 взаимосвязанных этапов: Постановка задач ценообразования; Определение спроса; Оценка издержек; Анализ цен и товаров конкурентов; Выбор метода ценообразования; Установление окончательной цены.

Основные методы ценообразования на предприятии следующие: Метод «средние издержки + прибыль»; Метод анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли; Метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара; Метод установления цена на основе уровня текущих цен (когда выше установившихся цен устанавливать не выгодно); Метод установления цены на основе закрытых торгов (применяется если предприятие хочет заключить контракт на гос. заказ (тендер). Между предприятиями идет борьба за то, чтобы заключить контракт на продажу товара по низкой цене, но большого объема).

При установлении цены на свою продукцию предприятие обязано соблюдать положения законов, в частности, НК. В соответствии с п.1 ст.40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанной сторонами сделки. Предполагается, что именно эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Существуют параметрические методы ценообразования: Метод баллов, Метод удельной цены, Метод регрессии.

Применяются на совершенно новый товар.

1. Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара (цена двигателя/мощность). Этот метод применяется для ориентировочной оценки.

2. Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товара.

3. Метод регрессии состоит в определении эмпирических формул зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров, т.е. цена = функции от параметров товара.

Ценовая политика предприятия – важная составная часть маркетинговой политики, состоящая в определении цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку системы предприятия, выбор ценовой рыночной стратегии.

Ценовая политика может быть активной и пассивной. При активной политике предприятие пытается своей ценой использовать все рыночные возможности и гибко реагировать на изменения цен конкурентов, т.е. с помощью цен фирма может завоевать ту или иную долю рынка и получить большую прибыль. При пассивной – цены устанавливаются на уровне конкурентов, т. е. предприятие сохраняет свою долю рынка.

Суть ценовой политики - планирование и реализация ценовых стратегических и тактических действий. Основная задача ценовой политики – управление конкурентоспособностью товара.

Ценовая стратегия – долгосрочные и среднесрочные решения по установлению и изменению цен, а также выбор динамики изменения базовой цены.

В условиях рыночной экономики существуют ценовые стратегии п/п:

- сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;

- получение сверхприбыли путем снятия «сливок» с рынка;

- вытеснение конкурентов;

- обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращения банкротства;

- внедрение на рынок новой продукции

- завоевание лидерства по показателям качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: