Методика проведения работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

  стр.
Лабораторно-практическая работа № 1  
Лабораторно-практическая работа № 2  
Лабораторно-практическая работа № 3  
Лабораторно-практическая работа № 4  
Лабораторно-практическая работа № 5  
Лабораторно-практическая работа № 6  
Лабораторно-практическая работа № 7  
Список литературы  
   
   
   
   
   

ВВЕДЕНИЕ


ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Цель работы: Изучение морфологических особенностей медоносных пчел[1].

Необходимое оборудование и материалы: Настольные лампы, бинокулярный или биологический микроскопы (МБС-1 или МБИ-1), эмалированные и восковые ванночки, пинцеты, препаровальные иглы, энтомологические булавки, предметные и покровные стекла, вода, салфетки, таблицы, макет пчелы, зафиксированные в 70%-ном растворе спирта матки, рабочие пчелы и трутни.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с оборудованием по препарированию и анатомированию пчел, с устройством бинокулярного или биологического микроскопов (МБС-1 или МБИ-1);

2. Ознакомиться с методикой проведения работы;

3. Зафиксировать данные наблюдений, замеров, расчетов в рабочей тетради;

4. Оформить отчет о выполнении лабораторно-практической работы;

5. Письменно ответить на контрольные вопросы с использованием полученных результатов и учебной литературы;

6. Представить результаты выполнения работы и отчет преподавателю.

Методика проведения работы.

1. Изучение внешнего строения рабочей пчелы, матки и трутня (строение головы, груди, брюшка, ножек, крыльев).

1.1. Зафиксированных в 70%-ном растворе этилового спирта пчел, маток и трутней раскладывают на предметном стекле (по одному экземпляру) и, пользуясь микроскопом МБС-1, рассматривают при 16-кратном увеличении их строение. Изучают строение головы, груди, брюшка.

1.2. Используя заранее приготовленные препараты под микроскопом рассматривают строение хоботка рабочей пчелы, измеряют длину хоботка с помощью окуляр-микрометра под увеличением х20.

За длину хоботка принимают расстояние от вершины подбородка до наружной границы ложечки нижней губы. Величины а, б, в дают в сумме длину хоботка (рис.1.1).

Рисунок 1.1– Измерение хоботка медоносной пчелы.

1.3. Используя заранее приготовленные препараты изучают строения ножек и крыльев особей пчелиной семьи.

Измеряют длину сторон а и б третьей кубитальной ячейки переднего крыла. Определяют кубитальный индекс как отношение длины жилки «а» к длине жилки «б, который выражается в процентах (рис.1.2).

Рисунок 1.2 – Измерение кубитальной ячейки переднего крыла.

1.4. Используя заранее приготовленные препараты изучают тергиты и стерниты брюшка.

Измеряют условную длину третьего тергита – расстояние между выступами тергита (величина б).

Рисунок 1.3 – Измерение третьего тергита брюшка.

1.5. Результаты измерений приводят в таблице следующего вида:

Номер измерения Основные признаки  
Длина хоботка, мм Кубитальный индекс. % Ширина третьего тергита, мм  
 
         
       
         
Среднее значение        
Ошибка среднего        
Коэффициент вариации        

2. Изучение органов пищеварения, выделения и жалоносного аппарата медоносной пчелы.

Извлекают кишечник рабочей пчелы. Для этого пчелу кладут брюшком вверх, придерживая за грудь левой рукой. Взяв пинцетом за последние сегменты брюшка, извлекают из брюшка весь кишечник и медовый зобик.

Отделив кишечник, его кладут в каплю жидкости на предметное стекло и под бинокуляром рассматривают строение медового зобика, кишечника, жалоносного аппарата.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите основные составные части тела пчелы (рис.1.4).

Часть тела Название
   
 
21-26  
   

Рисунок 1.4 – Внешнее строение медоносной пчелы.

2. Перечислите основные составные части пищеварительной системы пчелы (рис.1.5).

Номер Название Функции
     
     
   
     

Рисунок 1.5 – Органы пищеварения медоносной пчелы.

2. Запишите в таблицу все стадии и длительность развития особей пчелиной семьи – пчелиной матки, рабочей пчелы и трутня.

Стадия развития Матка Рабочая пчела Трутень
1.      
2.      
3.      
4.      
Общая продолжительность      

4. Кратко опишите процесс переработки нектара в мед.

5. Перечислите основные железы медоносной пчелы. Кратко опишите их функции, значение и выделяемые секреты.

6. Кратко опишите процесс сбора пыльцы и дальнейшего формирования обножки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: