ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | |
Лабораторно-практическая работа № 1 | |
Лабораторно-практическая работа № 2 | |
Лабораторно-практическая работа № 3 | |
Лабораторно-практическая работа № 4 | |
Лабораторно-практическая работа № 5 | |
Лабораторно-практическая работа № 6 | |
Лабораторно-практическая работа № 7 | |
Список литературы | |
ВВЕДЕНИЕ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Цель работы: Изучение морфологических особенностей медоносных пчел[1].
Необходимое оборудование и материалы: Настольные лампы, бинокулярный или биологический микроскопы (МБС-1 или МБИ-1), эмалированные и восковые ванночки, пинцеты, препаровальные иглы, энтомологические булавки, предметные и покровные стекла, вода, салфетки, таблицы, макет пчелы, зафиксированные в 70%-ном растворе спирта матки, рабочие пчелы и трутни.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомиться с оборудованием по препарированию и анатомированию пчел, с устройством бинокулярного или биологического микроскопов (МБС-1 или МБИ-1);
|
|
2. Ознакомиться с методикой проведения работы;
3. Зафиксировать данные наблюдений, замеров, расчетов в рабочей тетради;
4. Оформить отчет о выполнении лабораторно-практической работы;
5. Письменно ответить на контрольные вопросы с использованием полученных результатов и учебной литературы;
6. Представить результаты выполнения работы и отчет преподавателю.
Методика проведения работы.
1. Изучение внешнего строения рабочей пчелы, матки и трутня (строение головы, груди, брюшка, ножек, крыльев).
1.1. Зафиксированных в 70%-ном растворе этилового спирта пчел, маток и трутней раскладывают на предметном стекле (по одному экземпляру) и, пользуясь микроскопом МБС-1, рассматривают при 16-кратном увеличении их строение. Изучают строение головы, груди, брюшка.
1.2. Используя заранее приготовленные препараты под микроскопом рассматривают строение хоботка рабочей пчелы, измеряют длину хоботка с помощью окуляр-микрометра под увеличением х20.
За длину хоботка принимают расстояние от вершины подбородка до наружной границы ложечки нижней губы. Величины а, б, в дают в сумме длину хоботка (рис.1.1).
Рисунок 1.1– Измерение хоботка медоносной пчелы.
1.3. Используя заранее приготовленные препараты изучают строения ножек и крыльев особей пчелиной семьи.
Измеряют длину сторон а и б третьей кубитальной ячейки переднего крыла. Определяют кубитальный индекс как отношение длины жилки «а» к длине жилки «б, который выражается в процентах (рис.1.2).
Рисунок 1.2 – Измерение кубитальной ячейки переднего крыла.
|
|
1.4. Используя заранее приготовленные препараты изучают тергиты и стерниты брюшка.
Измеряют условную длину третьего тергита – расстояние между выступами тергита (величина б).
Рисунок 1.3 – Измерение третьего тергита брюшка.
1.5. Результаты измерений приводят в таблице следующего вида:
Номер измерения | Основные признаки | |||
Длина хоботка, мм | Кубитальный индекс. % | Ширина третьего тергита, мм | ||
… | ||||
Среднее значение | ||||
Ошибка среднего | ||||
Коэффициент вариации |
2. Изучение органов пищеварения, выделения и жалоносного аппарата медоносной пчелы.
Извлекают кишечник рабочей пчелы. Для этого пчелу кладут брюшком вверх, придерживая за грудь левой рукой. Взяв пинцетом за последние сегменты брюшка, извлекают из брюшка весь кишечник и медовый зобик.
Отделив кишечник, его кладут в каплю жидкости на предметное стекло и под бинокуляром рассматривают строение медового зобика, кишечника, жалоносного аппарата.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите основные составные части тела пчелы (рис.1.4).
Часть тела | Название |
… | |
21-26 | |
Рисунок 1.4 – Внешнее строение медоносной пчелы.
2. Перечислите основные составные части пищеварительной системы пчелы (рис.1.5).
Номер | Название | Функции |
… | ||
Рисунок 1.5 – Органы пищеварения медоносной пчелы.
2. Запишите в таблицу все стадии и длительность развития особей пчелиной семьи – пчелиной матки, рабочей пчелы и трутня.
Стадия развития | Матка | Рабочая пчела | Трутень |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
Общая продолжительность |
4. Кратко опишите процесс переработки нектара в мед.
5. Перечислите основные железы медоносной пчелы. Кратко опишите их функции, значение и выделяемые секреты.
6. Кратко опишите процесс сбора пыльцы и дальнейшего формирования обножки.