Возрождение атеизма

Кроме еретических теорий, второй составляющей вероучения наших религиоведов, безусловно, является атеизм. В их интерпретации это не богоборческое антирелигиозное учение, запятнавшее себя в минувшем веке кровавыми гонениями, которых еще не знала история, а настоящая философия свободы, истинное «человековедение». Анатолий Колодный пишет: «Атеизм — термин для характеристики таких мировоззренческих ориентаций человека, которые утверждают его в бытии, свободном от необходимости апеллировать к сверхъестественному … Раскрывая деятельную сущность человека, отображая факт утверждения его в своем действительном бытии, формируя у него адекватное представление о самом себе как части природы и общества, как творческом, деятельном существе, которое решает свои проблемы без опоры на сверхъестественные силы, атеизм выступает как специфическая форма человековедения».

Более того, атеизм наделяется чуть ли не созидательным инструментом в становлении человеческой личности: «Происхождение атеизма — процесс происхождения атеизма как специфической формы самосознания человека. Исходя из нашего понимания сути атеизма, считаем, что в онтогенезе и филогенезе проблему происхождения атеизма следует рассматривать в плане становления «Я» человека, приобретение им своих родовых сущностных сил, самоутверждение в предметном мире как свободно действующего существа».

И, вместе с тем, атеизм наших религиоведов особый, он, как это ни странно звучит, … религиозный: «Социальное содержание атеизма заключается не в освобождении сознания людей от религиозных представлений, как это еще часто утверждают при его оценках, а в утверждении человека в таком бытии, которое исключает необходимость обращений к помощи сверхестественных сил тогда и там, где человек действует сам. Атеизм ориентирует человека на сознательный контроль за всеми процессами своей жизнедеятельности».

Получается, что «освобождать сознание» от религии и «исключать необходимость» обращения к ней — не одно и то же. Предшественники Колодного и то, и другое осуществляли одним методом: приговором «тройки» ревтребунала.

Однако, наиболее поразительной представляется попытка дать атеизму второе дыхание, доказать его право на существование как «духовного феномена», переписать его историю, якобы искаженную марксизмом-ленинизмом и кровавой практикой. По этому поводу А. Колодный пишет: «История атеизма — раздел светского религиоведения, который изучает истоки и особенности развития атеистических взглядов. Она отражает этапы утверждения реальных взглядов человека на свое место в мире, развитие своих естественных способностей и возможностей. Формы и этапы атеистической мысли находятся в органичной связи с развитием научного знания, постижением человеком действительного содержания религиозного учения, его социальными свободами… Превратно понимая смысл свободной деятельности, Церковь преследовала все те течения, которые ориентировали человека на эту деятельность. Это послужило одной из причин отделения атеизма в духовной жизни человека, противопоставление его теизму, а в дальнейшем — превращению в самостоятельное антирелигиозное духовное течение… Наибольшее искажение атеизм претерпел в марксистском учении, в частности, в его политическом выражении в идеологии ленинизма. История атеизма, учитывая явственное искажение сущности этого духовного феномена, нуждается в коренном переосмыслении и переписании заново».

Кто же будет его переписывать? Понятное дело — Украинская ассоциация религиоведов. Собственно говоря, ее учение и есть это его «переосмысление» и «переписывание». Впрочем, как остаток «старого атеизма» звучит требование о том, что «все положения Религиоведения должны получать обязательное эмпирическое подтверждение». Иными словами, пока Господь лично не явится на заседание Ассоциации украинских религиоведов, они сами в него не поверят и другим не дадут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: