В работе с любой информацией существуют такие понятия как «данные» и «информация». Данные - зарегистрированные результаты статистических наблюдений, факты, прогнозы и мнения. Данные помогут в решении деловых проблем только после того как будут превращены в информацию.
Информация - специальная подборка данных, относящихся к определенному решению или проблеме. Полезная информация должна соответствовать пяти критериям:
1) точность;
2) своевременность;
3) полнота;
4) соответствие существу дела;
5) краткость.
Информация подразделяется:
• на тотальную (обзор интересующей проблемы и участников - индивидов и организаций);
• текущую или оперативную;
• конкретную;
• косвенную (подтверждает или опровергает некие предположения);
• оценочную (прогнозирует развитие событий; это оптимально обработанные данные).
Полученную исходную фактуру требуется:
• оценить (по степени достоверности, важности, секретности, совместимости, возможности использования);
• интерпретировать, выявив ее место в общей мозаике фактов;
|
|
• определить, нужна ли дополнительная (и какая) информация;
• эффективно использовать (учесть в своих планах, передать кому следует, придержать до нужного момента и т.д.).
Информация в зависимости от ее использования подразделяется на стратегическую (является обязательным сырьем для выработки любого решения), тактическую и оперативную. Для построения информации используют правила 3B (buts, besoins, bases) - цели-потребности-базы. Стратегические цели определяют будущее фирмы. Стратегические потребности включают все, что оказывает влияние на деятельность предприятия. Стратегические базы на основе выявленных потребностей составляют картотеку направлений для наблюдения.[14]
Структура картотеки:
1. Тенденции по странам и регионам.
2. Технологический процесс:
• сырье;
• производственные технологии;
• окружающая среда, влияющая на деятельность фирмы.
3. Действующие лица:
• производители;
• конкуренты;
• сегменты (потребители).
4. Диверсификация (сфера действий) - наблюдение за теми областями деятельности, в которых еще можно использовать свой товар. Для выполнения этой работы сферу действий делят на три области:
• непосредственная сфера - прямая связь с деятельностью фирмы;
• сфера влияния - включает все, что может оказать влияние на действия, осуществляемые в рамках предыдущей сферы;
• сфера интересов - включает области деятельности, которыми фирма пока не занимается, но может заняться в будущем, а также те области деятельности, которые могут вторгнуться в основную сферу деятельности фирмы.
Тактические цели - это выбор путей и средств для достижения стратегических целей.
Тактические потребности - изучение постоянной и переменной окружающей среды.
Тактические потребности первого типа - определение общих характеристик каждого из выбранных путей.
Тактические потребности второго типа - постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды для своевременного выявления возможных препятствий.