ЛЕКЦИЯ 5
Процесс управления информацией состоит из двух основных действий: сбора информации о клиентах во всех точках контакта и ее проверки и составления с использованием этой информации полного, обновляемого профиля клиента, который будет использоваться компанией для улучшения впечатления клиента и, таким образом, внесет вклад в процесс создания ценности. По мере роста компании и учащения ее контактов с растущим числом клиентов по самым разным каналам возникает потребность в систематическом подходе к организации и использованию информации. Особенно значимы для процесса управления информацией два вопроса:
1.Как нам следует организовать информацию о клиентах?
2.Как можно имитировать способ мышления клиента, чтобы использовать эту информацию для CRM?
Когда информация о клиентах рассеяна по разным отделам компании, взаимодействия с клиентами строятся на частичном знании о них или при полном отсутствии таких знаний, даже если клиенты контактируют с компанией многие годы. Фрагментированное знание создает две проблемы для компании. Во-первых, общение с клиентом обезличивается, что часто приводит к неудовлетворенности клиента или его уходу к конкуренту. Во-вторых, отсутствует единая унифицированная картина клиента, на основе которой можно строить планы и действовать в дальнейшем.
Пытаясь справиться с нарастающим объемом данных о клиентах, компании часто увеличивают объем или количество баз данных. Это ведет к накоплению огромной, но разрозненной информации, и тогда компаниям приходится принимать решения в области менеджмента на основе фрагментированной и часто громоздкой массы данных. Чтобы CRMиз отдельного приложения (скажем, для Саll-центра) превратился в общекорпоративную стратегию, необходима интеграция данных о взаимодействиях с клиентами по всем каналам коммуникации, во всех приложениях для торговли и делопроизводства и о всех бизнес-функциях. Чтобы наладить такую интеграцию, нужна система, которая сводит воедино данные, компьютеры, процедуры и людей, — так называемая «интегрированная CRM-система». Создание этого решения — итог работы процесса управления информацией.
Процесс управления информацией можно считать тем мотором, который приводит в движение деятельность в области CRM. Он состоит из нескольких элементов, работающих сообща. Информация должна подпитывать, помогать формулировать и облегчать стратегические и тактические действия в CRM.
Как показано на рисунке выше, все другие процессы, входящие в стратегическую структуру CRM, зависимы от процесса управления информацией. Процесс разработки стратегии касается всестороннего анализа данных о клиентах, чтобы выявить пути получения конкурентного преимущества. Процесс создания ценности использует информацию о клиентах для разработки наилучших предложений ценности и определения того, насколько можно увеличить ценность, получаемую компанией. Процесс многоканальной интеграции напрямую зависит от систем, которые собирают, хранят и распространяют информацию о клиентах. Процесс оценки эффективности требует информации о финансах, продажах, клиентах, операциях и др. для оценки успешности работы CRMивыявления областей, нуждающихся в улучшении.
Чтобы сполна оценить значение процесса управления информацией в рамках CRM-стратегии, вначале надо составить ясное и четкое понятие о роли информации, информационных технологий и управлении информацией в CRM.
Роль информации, информационных технологий и управления информацией
Информация. CRMосновано на предпосылке, что взаимоотношения с клиентами можно выстраивать искусственно и управлять ими к взаимной пользе их участников или всех заинтересованных сторон. Однако поставщики и партнеры в цепочке доставки ценности не взаимодействуют и не прорабатывают взаимоотношения с клиентами, если они ничего или почти ничего про них не знают. К тому же, недостаточно просто иметь информацию о клиентах, чтобы строить взаимоотношения. Гораздо важнее – действовать и решать на основе этой информации. Иными словами, реальная ценность информации состоит не в наличии, а в использовании, и это очевидно: множество компаний владеет массой информации о клиентах, но мало кто использует эту сокровищницу максимально выгодно.
Многие ставят знак равенства между CRMиинформационными технологиями. Например, говорят, что чем больше база данных компании, тем более продвинут ее CRM. Эта прямая корреляция вводит в заблуждение, поскольку CRM – метод управления, a информационные технологии– инструмент управления. Более того, с точки зрения определения CRM, можно иметь высокоразвитый CRM, не имея высокоразвитых информационных технологий. Так, владелец магазинчика на углу улицы строит тесные взаимоотношения с регулярными клиентами, удовлетворяя их индивидуальные запросы и подгоняя под них услуги. Он не заносит привычки и предпочтения покупателей в базу данных (которой никогда и не было), полагаясь вместо этого на свою память. Владелец мелкого магазина знает самых прибыльных клиентов и то, как их удержать, предлагая соответствующего размера ценность.
Сегодня компании конкурируют в гораздо более сложных условиях. У них могут быть миллионы клиентов, никогда не вступавших с ними в личный контакт. Поэтому информационные технологиистановятся крайне важным средством управления взаимоотношениями. Однако «принцип уличного магазинчика» остается в силе – рабочая «память» о клиентах, подкрепленная двусторонним диалогом, и является тем, что позволяет налаживать взаимоотношения. Таким образом, технологический аспект CRMдолжен восприниматься в правильной перспективе – как средство для достижения цели, а не как самоцель.
Управление информацией касается создания приемлемого баланса между действиями прагматическими и действиями идеалистическими. Функция управленияинформациейв контексте CRMсостоит в превращении информации в практическое знание и применение этого знания эффективным и этичным образом в процессе создания потребительской ценности. Правильная информация не в тех руках или не в то время практически неконструктивна. Вдобавок, из-за своего «скоропортящегося» характера она нуждается в постоянном уточнении и обогащении. Итак, управление информацией охватывает собой организацию (сбор, хранение и распространение), использование (анализ, интерпретацию, применение) и регулирование (мониторинг, контроль и защиту) информации.
Процесс управления информацией
Этот процесс следует рассматривать на двух стадиях. Во-первых, стратегия CRM(или ее компонент) должна быть проанализирована в контексте потребностей информационного менеджмента компании. Во-вторых, следует выяснить, какие понадобятся технологические решения для внедрения принятой стратегии. Первая стадия касается стратегического обзора текущего состояния, возможностей и емкости инфраструктуры информационного менеджмента с учетом стратегий в отношении клиентов, каналов и продукции, определенных предыдущими процессами CRM.
Здесь надо рассмотреть следующие стратегические вопросы. Собирается ли информация о клиентах при каждом взаимодействии/трансакции независимо от канала? Централизуется ли эта информация, распределяется и используется ли она во всех каналах и бизнес-функциях? Подходящая ли выбрана информационная платформа, и останется ли она таковой в будущем? Результаты этой ревизии выявят сильные и слабые стороны в существующей системе управления информацией, полноту информации (объем хранимой информации о клиентах и то, насколько полон ее анализ) и степень индивидуализации клиентов (в какой мере данные используются для оказания кастомизированных услуг).
Число каналов возрастает с развитием новых электронных средств (например, Интернет-телевидения и мобильной связи третьего поколения), и одновременно растет важность процесса управления информацией для управления взаимоотношениями с клиентами, а значит, и для достижения клиент-ориентированных стратегических целей. Ключевая роль этого процесса состоит в обеспечении «центральности» клиента и адекватности компании этой задаче путем внедрения «перспективы клиента» во все стороны деятельности. По сути дела, компания должна как бы «снять копию» с сознания клиента, если желает предложить ему индивидуализированный или кастомизированный сервис, который привлечет, удержит выгодных клиентов и укрепит отношения с ними. Все внимание необходимо обратить не на совершенствование и утончение технологий, а на поиск путей проактивного использования информации для укрепления взаимоотношений. Следовательно, разработку технологических приложений CRMдолжны двигать не интересы в области информационных технологий, а стратегия компании по использованию данных о клиентах для усиления своей конкурентоспособности.
Инфраструктура для информационной поддержки и реализации избранной стратегии CRMдолжна разрабатываться с учетом всех вышеперечисленных факторов. Для большинства компаний эта задача будет состоять во внедрении той или иной технологии. Как видно из стратегической матрицы CRM, главные технологические компоненты процесса управления информацией включают: репозиторий данных, аналитические средства, IT-системы, приложения для отдела продаж и документооборота. Эти пять компонентов вносят весомый вклад в укрепление взаимоотношений: благодаря им компания становится рыночно осведомленной, компетентной в сервисе и уверенной в стратегии. При разработке технологической структуры необходимо учесть проблемы, касающиеся ограничений данного этапа развития технологий, а также шесть составных частей процесса:
- технические препятствия на пути CRM;
- репозиторий данных;
- аналитические средства;
- приложения для отделов продаж и документооборота;
- вызовы, связанные с появляющимися новыми технологиями.
Технические препятствия но пути CRM
Технические препятствия для CRMощущаются как разрыв между ожиданиями и результатами. Когда оказывается, что технологические средства не отвечают ожиданиям, мы начинаем воспринимать их, скорее, как преграду, а не как средство. На самом деле в возникновении преград повинны не сами средства, а наша неспособность подобрать тактический способ для реализации стратегической воли. Даже если IT-средства оказались адекватными, наши требования к ним могли измениться, а с ними и ожидания. Было время, когда успешность взаимоотношений с клиентами означала, что на почтовом отправлении клиенту стоял верный адрес, и каждый клиент получал по письму; сегодня она предполагает, прежде всего, знание о потребительских привычках клиента, предпочтительных способах контакта и стратегически верный выбор каналов для коммуникации с ним. Для преодоления технических барьеров нужно иметь точное представление о том, чего мы хотим добиться и какими средствами. Для иллюстрации приведем пример автомобильной промышленности.
Исследование ведущих автопроизводителей, импортеров и автодилеров Британииобнаружило существенные дефекты, изъяны даже в самых компьютеризированных базах данных о клиентах: в базах не фиксировались ни сведения о жизненном стиле и интересах клиентов, ни важная демографическая информация. А если эти данные и собирались, то были просто недоступны отделам маркетинга, а также другим отделам, работающим с клиентами. Вот итоговое заключение исследователей о последствиях этих недостатков для бизнеса: «Данные изъяны вызывали стратегические проблемы в маркетинге и продажах компаний, становясь причиной неспособности последних эффективно отслеживать информацию о наличных и потенциальных клиентах, точно нацеливать рекламные кампании и эффективно разрабатывать кампании по персонализированному прямому маркетингу». Несмотря на проведенные в течение последних лет усовершенствования, эти проблемы остаются банально неотъемлемой частью автомобильной и других отраслей.
Этот факт наглядно поясняет, как скудная информация о клиентах может ограничить успех CRMи другой деятельности. Сталкиваясь с такими проблемами, мы вынуждены задавать себе фундаментальные вопросы. Действительно ли мы собираем именно ту информацию о клиентах, которая нам нужна? Доступна ли она тем, кто способен на ее основе увеличить объем продаж и нарастить потребительскую ценность? Наилучшим ли образом мы обрабатываем собранную информацию, или наши аналитические средства нуждаются в усовершенствовании?
Репозиторий данных
Для превращения компании в клиентоориентированную недостаточно просто собирать данные о клиентах или извлекать полезную для менеджмента информацию из отдельных баз данных – они дают лишь частичное представление о клиенте. Чтобы относиться к каждому клиенту как к самостоятельной и уникальной единице, крупной компании необходим орган корпоративной «памяти» о них – интегрированное общекорпоративное хранилище данных, на основе которого будет проводиться анализ и создаваться приложения.
Роль репозитория данных – сбор, хранение и интеграция информации о клиентах для эффективного построения и управления взаимоотношениями; под этим термином мы подразумеваем всю совокупность баз, витрин и хранилищ данных. Прежде чем начать разговор об их роли в CRM, мы рассмотрим главные составные части репозитория данных.
Репозиторий данных крупной компании, работающей с множеством клиентов, обычно состоит из двух частей: базы данных и хранилища данных. Последнее бывает двух видов: обычное хранилище данных и операционное хранилище данных.
Базы данных – это пакеты программного обеспечения для хранения данных, собранных из разных источников, например, Саll-центра, наблюдений торгового персонала, исследований рынка и опросов клиентов, точек электронной торговли и т. д. Каждая из тактических баз данных работает отдельно от других и подстроена под нужды конкретных пользователей. Следовательно, информация для управления и планирования, полученная из отдельной базы данных, всегда будет иметь ограниченную ценность, поскольку дает неполное представление о клиентах. Однако ценность базы данных определяется не только ее функциями по сбору данных о клиентах, на основе которых мы строим взаимоотношения с настоящими и будущими клиентами. При правильном использовании база данных способна обеспечить нам необходимую проверку на релевантность, помогая лучше соответствовать потребностям существующих и потенциальных клиентов.
Хранилище данных – это набор реляционных баз, объединенных таким образом, который позволяет извлекать из них максимальную ценность. Это единое хранилище данных с полной и логически связной информацией о клиентах и деятельности компании. В этой лекции термином «витрина данных» мы будем обозначать единое тематическое хранилище данных, а термином «хранилище данных» – всю корпоративную систему хранилищ данных. Хотя принцип устройства хранилища данных прост, процесс его создания бывает очень сложным из-за фрагментированности составляющих его баз данных и масштабности задачи. Для сведения данных воедино требуется особый процесс их преобразования. В техническом плане хранилище данных приспособлено для выдачи ответов на запросы пользователей.
Операционное хранилище данных (ОХД) – это особая разновидность хранилища данных, намного меньшая по размеру, чем обычное хранилище данных, предназначенная для единой идентификации всех клиентов вне зависимости от того, сколько различных идентификаций они имеют в разных системах документооборота. В техническом плане ОХД предназначено для выполнения трансакций. Оно используется, главным образом, системами и процессами продаж и обеспечивает единый взгляд на клиента. К примеру, ОХД предоставляет единую картину действий клиента Call-центру, системам автоматизации продаж и приложениям для электронной торговли.
В процессе преобразования данных они копируются из тактических баз в хранилище данных, и при этом дублирование данных сводится к минимуму, а все разногласия между базами снимаются. Сам процесс основан на корпоративной модели представления данных, которая описывает содержание каждой из тактических баз данных и предписывает правила объединения всей полученной из разных баз информации после соответствующей очистки данных и устранения дублирования. Выгода от использования корпоративной модели представления данных состоит в том, что все правила их копирования и интеграции находятся в одном месте. Это делает управление ими намного легче, чем при использовании копирующих программ, соединяющих отдельные части баз данных для создания систем поддержки принятия решений или витрин данных. Централизация правил облегчает работу персонала, обслуживающего информационные системы, снижает издержки и трудоемкость представления комплексной информации для решения задач, в частности, CRM.
После того как хранилище данных успешно создано, к нему применяются аналитические средства для поиска путей создания ценности и для клиентов, и для компании.
Выбор и сочетание технологических опций для CRM
Как уже было отмечено, выбор технологии для CRMбудет непосредственно зависеть от СRМ-стратегии компании. Известны следующие четыре общих варианта CRM-стратегии в отношении репозитория данных:
- тактическая база данных с системой поддержки принятия решений;
- витрины данных (или тематические хранилища данных);
- корпоративное хранилище данных;
- интегрированные CRM-решения.
При выборе одного из вариантов другие не обязательно исключаются. Даже наоборот – самым крупным компаниям лучше творчески комбинировать эти разработки. Уровень развития CRMв них последовательно возрастает при переходе от продукт-ориентированных продаж к индивидуализированному маркетингу на матрице стратегий CRM. Теперь рассмотрим, как отмеченные технологии работают на пользу CRM– речь идет о ключевых позициях в стратегической матрице CRM.
Тактическая база данных и система поддержки принятия решений. Большинство компаний уже имеют ту или иную форму продукт-ориентированных продаж – маркетинговые базы данных, базы данных о продажах и связанные с ними системы поддержки принятия решений. В самом примитивном случае есть маркетинговая база данных с именами и адресами клиентов. К ней может прилагаться базовый программный пакет, и база данных, как правило, включает начальные сведения о сегментации (место жительства, профессия, размер организации клиента). Часто база данных и программы хранятся на одном персональном компьютере.
Создание баз данных для обслуживания специальных задач, например, составления списков рассылки, или проведения простого анализа с составлением отчета, стало обычным делом. Такая база способна хранить данные лишь короткое время и не имеет обратной отсылки к клиенту. Чаще всего она создается, управляется и принадлежит маркетинговому отделу. Наряду с базами данных отделов маркетинга существуют и базы, созданные другими отделами. Так, например, в распоряжении торгового отдела, имеется своя база для рассылок, а у отдела продаж – своя для обслуживания работающих с клиентами менеджеров. Списки почтовой рассылки могут составляться как на основе каждой отдельно взятой базы, так и путем сведения всех данных воедино.
Преимущества
Все эти системы могут быстро создаваться и не требуют больших инвестиций в информационные технологии. Но даже на таком уровне более глубокий анализ данных способен принести значительные выгоды, например, более точно нацелить почтовую рассылку или лучше понять поведение потребителей.
Использование современных инструментов для составления запросов и отчетов, а также развитых аналитических средств (часто называемых «онлайновой аналитической обработкой», иначе – инструменты для добычи данных) открывает новые возможности для продаж или маркетинга. Эти средства способны представлять данные многомерно, более адекватно для бизнеса и имеют удобные пользовательские интерфейсы для прямого интерактивного доступа к данным.
Данные средства анализа – очень важные элементы для любого технологического решения, выбранного компанией для CRM. Они помогают отыскивать «крупицы золота» в массиве данных и анализировать клиентов либо индивидуально, либо в составе сегментов, сформированных по признаку потребляемого продукта.
Недостатки
Тем не менее, использование этих простейших систем серьезно ограничивает уровень стратегий продаж и маркетинга компании. Ввод данных и поддержание тактических маркетинговых баз требует значительного ручного труда, а это оттягивает ресурсы от главных задач по анализу и часто не позволяет расширять системы.
Непосредственное использование средств по составлению запросов и отчетов в рамках существующих операционных систем также ограничивает возможности для анализа, так как не позволяет связывать данные, хранимые в разных операционных системах. Обширные запросы и аналитические операции могут, кроме того, негативно сказываться на работе самих операционных систем, что вряд ли вызовет восторг у программистов из отдела информационных технологий.
Любой анализ хорош настолько, насколько хороши качество и охват данных, доступных компании. Если доступны только данные о продуктах и финансовых потоках, они пригодятся для контроля продаж и выявления хорошо продаваемых позиций, но не смогут предоставить компании единую картину клиента, благодаря которой все отделы компании будут иметь одинаковый взгляд на клиента (касаемо данных) и получат возможность выстраивать и реализовывать подходящие маркетинговые стратегии в области взаимоотношений.
Витрины данных. Как раз способность выступать в качестве гигантского резервуара памяти, охватывающей всю информацию о клиентах, и стала движущей силой внедрения приложений для CRM. Эта способность плюс быстро падающие цены и растущая мощность компьютеров снизила входной порог для множества компаний и сделала IT-приложения доступными.
Для перехода от продукт-ориентированных продаж к клиент-ориентированному маркетингу требуется усовершенствованная система CRM. Пользователям нужны более мощные аналитические средства, а компании – более структурированный метод сбора, сортировки и хранения данных о клиентах. Для этого обычно создается так называемое хранилище данных. Оно отделено от операционных систем, в которых хранятся данные, и создается единственно лишь для «складирования» собираемых данных, необходимых для поддержания CRM-системы. Самая простая разновидность хранилища данных называется витриной данных.
В техническом смысле витрина данных – это репозиторий для информации об одном источнике. Иными словами, это тематическое хранилище данных, намного меньшее по масштабу, чем его «старший брат» – корпоративное хранилище данных для нужд всей организации. Витрина данных, по сути, – естественное продолжение базы данных с приложением более мощной технологии. В случае маркетинга тема обычно связана с клиентом.
Витрины данных можно приобрести в пакете с другими прикладными программами или как интегрированный набор программ по добыче данных из операционных систем. Однако, сортировка, организация и представление этих данных доступны лишь в форме, оптимизированной для анализа, а не для совершения бизнес-операций. Значит, для представления данных в удобных и понятных для пользователя графических формах может потребоваться дополнительное программное обеспечение.
Пакет с витриной данных часто включает и инструменты для запросов и анализа. Некоторые из них позволяют напрямую анализировать данные из предыдущих, устаревших систем. Хотя все перечисленное очень полезно, данные инструменты часто ограничены с точки зрения мощности анализа.
Преимущества
Витрина данных обычно устанавливается не на персональные компьютеры, а на серверы отделов. Благодаря этому к ней подключается и использует ее данные множество пользователей.
Витрины данных получили широкое распространение в тех отделах или направлениях бизнеса компаний, которые обязаны быстро реагировать на открывшуюся возможность на рынке или в бизнесе. Другие компании устанавливают витрину данных, чтобы без задержек получать работающий пилотный проект и видеть воочию окупаемость затрат.
Недостатки
Компании должны предотвращать появление множества несвязанных между собой витрин данных в разных уголках компании, иначе составить единую картину клиента будет очень трудно.
Для придания всей компании ориентации на клиента должно быть создано множество тематических баз данных, к примеру, о финансах и трансакциях. Это значит, что в конечном итоге понадобится создавать общекорпоративное хранилище данных, где будет сведена воедино вся информация о клиенте.
Многие хранилища данных возникают как витрины данных в рамках той или иной пилотной схемы для апробирования выгод компании. Здесь важно то, что с самого начала они строятся как хранилище данных, хотя внешне и выглядят как витрины данных.
Любой анализ хорош настолько, насколько хороши качество и охват доступных для этого анализа данных. Если доступны лишь данные о финансовых потоках и продажах продукта, на этой основе могут быть выявлены самые выгодные клиенты. Однако эти данные едва ли помогут в построении единой картины клиента для использования всеми отделами компании.
Именно эта единая картина клиента незаменима в определении подлинной ценности клиента (в том числе — весомости клиента и полной прибыли от клиента) и обеспечивает правильный выбор уровня обслуживания. Она достижима лишь с внедрением более значимых для бизнеса компьютерных решений и технологий баз данных, способных увеличивать свой объем и масштаб. Эти разработки часто классифицируются как хранилище данных, хотя, если подходить к определению термина строго, они, скорее, являются пусть и очень большими, но все же витринами данных.
Корпоративное хранилище данных. Когда компания переходит от продукт-ориентированных продаж к более развитым формам клиент-ориентированного маркетинга или регулируемого сервиса и поддержки, возникает потребность в интеграции больших массивов данных. Эта потребность возникает как у отделов, работающих с клиентами (Call-центры, прикладные программы для работы с клиентами), так и у операционных отделов (общая бухгалтерия, кадры, операции). По мере роста объема данных и их сложности возникает множество баз и витрин данных. Здесь логичнее и выгоднее всего будет иметь единое место хранения данных. В системах CRM им становится корпоративное хранилище данных. После создания такого хранилища, содержащего очищенные и выверенные данные, к нему применяются средства извлечения и анализа информации, которые помогают компании лучше понять поведение клиентов и планировать более продвинутые стратегии CRM.
Впоследствии хранилище данных может превратиться в многоуровневую структуру, которую разные отделы компании смогут использовать в качестве источника информации для своих систем. В их числе – аналитические базы данных и зависимые витрины данных (тематические репозитории, получающие данные из центрального хранилища данных).
Пока мы не затрагивали вопрос о других клиентских базах, используемых для поддержки Call-центра или любого другого сервисного приложения. Они имеют отношение к стратегии «регулируемого сервиса и поддержки» в правом нижнем углу стратегической матрицы. В этом случае данные о клиентах собираются при работе сервисного приложения. Первое время это приложение может работать само по себе. Однако по мере оформления CRM-стратегии компании и ее хранилища данных информация, собранная приложениями, например, программами Саll-центра, собирается и обогащается из хранилища данных.
На первых порах работы хранилища данных понадобится обмен различными файлами между существующими приложениями и общекорпоративным хранилищем данных: например, наработанной информации из Саll-центра в хранилище данных и из хранилища в Саll-центр (файл с обновленными данными о клиентах и их покупках, списка перспективных для телефонного маркетинга клиентов или списка «флажков-индикаторов» кредитного рейтинга).
По мере роста хранилища данных и способностей компании собирать информацию о взаимодействиях с клиентами возрастает и изощренность стратегий CRM. Это возможно потому, что хранилище данных позволяет отслеживать взаимодействия с клиентами за все время взаимоотношений с ними.
Преимущества
Хранилище данных дает компании несколько преимуществ. Во-первых, комплексный анализ данных перестает мешать обычному течению бизнеса, поскольку снимаются постоянные запросы к базам данных. Во-вторых, данные в хранилище меняются лишь с определенной периодичностью (обычно раз в сутки), что позволяет проводить сравнения на основе стабильных наборов данных между обновлениями. Если бы анализировались базы данных, то анализ, сделанный в разное время, выдавал бы разные результаты, а это препятствовало бы сравнению, к примеру, динамики продаж продуктов или объема продаж в разных регионах. Еще одно преимущество – компания получает в свое распоряжение единственную и логически связную версию данных, которые затем могут поступать в витрины данных.
Недостатки
Корпоративные хранилища данных – крупные и сложные информационные системы, требующие значительных инвестиций. Иногда возникают длительные задержки для освоения этих инвестиций. Поскольку компания желает принимать решения прямо сейчас и не в состоянии ждать полного внедрения хранилища данных, она часто внедряет более дешевые и менее подходящие системы.
Интегрированные CRM-решения
Интернет-технологии, в дополнение к емкости памяти компьютеров и баз данных, начинают играть все более важную роль для большинства компаний. Интернет способен связать любого индивида с любым другим индивидом или компанией на планете. Его привлекательность как инструмента для управления взаимоотношениями с клиентами очевидна. Сайты электронной торговли значительно отличаются друг от друга: одни из них очень простые, другие – излишне сложные. Самые развитые из них собирают информацию о клиентах и обслуживают их на индивидуальной основе. Этот высокотехнологичный подход к CRM открыл массу путей для индивидуального взаимодействия с клиентами.
Чтобы эффективно использовать Интернет для развитых приложений CRM, компания должна интегрировать свои системы электронной торговли с клиент-ориентированным хранилищем данных, который обменивается информацией о клиентах с онлайновыми источниками. Как правило, без этого условия – наличия той или иной разновидности хранилища данных – развитая электронная торговля невозможна.
Компании, желающей первой привлечь некую группу клиентов или маркетинговые притязания которой заставляют открывать новый канал распределения, потребуется гораздо более совершенный набор технологий CRM, чтобы использовать Интернет для обслуживания клиентов.
Для внедрения подобного решения компании не понадобятся новые витрины или хранилища данных. Часто все необходимые данные и IT-архитектура уже имеются в наличии – требуется лишь более грамотное их использование. Единственное, что понадобится добавить, – это ряд интегрированных приложений CRM. Скажем, может понадобиться приложение для интерактивной электронной торговли, позволяющее клиентам в реальном времени взаимодействовать с веб-сайтом компании и делать там покупки. Основой этого подхода является корпоративное хранилище данных, которое действует как устройство по сбору данных и одновременно является памятью всей системы, обеспечивая полностью индивидуализированное обслуживание клиента в координации со всеми интерфейсами CRM. Для этого нужны несколько компонентов: веб-сайт, устройство которого позволяет взаимодействовать с клиентом, мощные программы для сбора, навигации, обработки данных и поиска продуктов/услуг, связь с другими клиентскими системами (например, Саll-центром и системами поддержки торговых представителей на местах) и главными операционными системами.
Полная интеграция означает тесную связь всего перечисленного с приложениями для работы с клиентами и документооборота. Возможности целостных систем с таким высоким уровнем интеграции постоянно расширяются, открывая компаниям пути для скорейшего внедрения CRM, при этом потенциальные риски, связанные с его освоением, значительно снижаются.
Преимущества
Наличие интегрированного CRM-решения позволяет компании переместиться в верхний правый угол матрицы стратегий CRM – к «индивидуализированному CRM». В итоге, компании станет доступен целый спектр стратегий CRM, а связанные с информационными технологиямиограничения исчезнут. Перед теми, кто первым достигнет этой позиции, откроется множество путей развития бизнеса.
Недостатки
Как и корпоративное хранилище данных, интегрированные системы CRMсложны в устройстве и требуют весомых инвестиций и в создание хранилища данных, и в операционные системы. Компании в состоянии снижать риски и издержки, связанные с этими системами, покупая доступные пакеты и сотрудничая с проверенными поставщиками высоких технологий.
Сегодня известно много примеров организаций, внедривших самые распространенные разработки для электронной торговли. Сайты электронной торговли находятся на самых разных уровнях развития. Наиболее продвинутые из них способны собирать информацию о клиентах и обеспечивать им индивидуализированное обслуживание. Этот подкрепленный технологиями подход к CRMзначительно расширил возможности взаимодействия с клиентами на индивидуальной основе.
Выбор технологических решений
Выбирая технологическое решение для своей компании, менеджеры, до этого использовавшие тактические базы данных, обычно спрашивают: «В каких ситуациях нам нужны простые средства для запросов и анализа, а в каких – витрина данных? Зачем мне хранилище данных, если в мою базу встроены вполне достаточные средства для запросов и отчетов?»
Если все, что компании нужно, – это получать отчеты по запросам к своей базе данных (а она действительно приобретает легкость в использовании и компания получает те ответы, которые хочет получить при помощи средств составления отчетов по запросам), то ей ни к чему витрина или хранилище данных. У нее уже есть технологические решения для текущих нужд. Однако если компании нужен доступ к информации из нескольких систем, если пользователи сталкиваются с невозможностью внести правки в запрос, собирающий данные из двух разных систем (например, сведения об имени клиента могут быть представлены двояко в двух источниках данных), то простейшей базы данных окажется недостаточно. А если, к тому же, компания желает иметь под рукой дополнительную информацию (например, историю предшествующих контактов), понадобится уже витрина данных.
Витрина данных как технологическое решение подойдет, если компании нужна лишь одна-единственная витрина данных. Но если витрина данных нужна каждому из отделов (торговому, финансовому, маркетинговому), то проблемы не исчезнут. Управлять витринами данных для каждой из этих бизнес-функций будет сложно в техническом плане. Кроме того, они с трудом позволяют масштабирование (любые изменения в операциях или бизнесе требуют очень трудоемкой работы по преобразованию и добыче данных). В этой ситуации больше подойдет хранилище данных.
С практической точки зрения удобнее, особенно для крупных компаний, творчески комбинировать оба эти решения. К примеру, развитая система CRMможет включать стратегическое приложение с витринами данных, зависящими от хранилища данных, а также тактическое приложение, позволяющее сотрудникам создавать независимые тактические витрины данных для принятия тактических решений. Тактическая витрина данных, не требующая интеграции с остальными системами компании, может вдруг остро понадобиться для той или иной бизнес-деятельности.
При выборе технологических решений важно принимать в расчет их способность к масштабированию. Технологическая архитектура должна быть настолько гибкой, чтобы отвечать не только текущим, но и будущим потребностям бизнеса. Надо учитывать, из каких блоков система строится сейчас и, непременно, какие требования к ней могут появиться через два года. Менеджеры могут не знать, какие запросы к системе возникнут в будущем, возможно, даже технологии для их удовлетворения пока не существует. Архитектуру необходимо создавать такую, чтобы она соответствовала будущим требованиям к CRM, которые обязательно ужесточатся.
Ключом к успеху станет принцип «думать о большом, но начинать с малого». Компания должна увидеть и четко осознать, чего она хочет достичь и что ей потребуется в будущем, а затем разбить это видение на составные части.
Изучая способность системы к расширению, компания может проверить, насколько внедренные технические решения масштабируемы и управляемы. Лучшим подходом для этого станет предвосхищающее планирование интеграции информационных систем – их продиктуют будущие потребности бизнеса. Это может касаться постепенного появления одной или нескольких витрин данных с описанной выше архитектурой, возникающих эволюционным путем с целью максимизации выгод и минимизации рисков для компании.
Аналитические средства
Аналитические средства для эффективного использования хранилища данных и прочих элементов репозитория данных поставляются как в пакетах общих программ по добыче данных, так и в пакетах специальных программ. Добыча данных – это метод поиска полезной информации в огромных массивах путем их классификации, кластеризации (причем данные часто берутся из разных и, иногда несовместимых баз данных) и поиска ассоциаций. В первую очередь это форма статистического анализа, которая иногда включает элементы искусственного интеллекта. Методы добычи данных применяются для выявления имеющих смысл паттернов (которые иначе остались бы незамеченными) в покупательских привычках клиентов, их жизненных стилях, демографической информации и т. д. – так открываются пути улучшения взаимоотношений с клиентами. Специализированные прикладные программы содержат аналитические средства, предназначенные для выполнения таких узких задач, как управление рекламными кампаниями, составление кредитных рейтингов и профилей клиентов. Эти специализированные программные пакеты, наряду с общими функциями по добыче данных, поддерживают функцию, которая отсутствует в стандартных программах по добыче данных.
Хотя технологии добычи данных являются очень мощными и могут привести к значительным открытиям в области поведения клиентов, так исторически сложилось, что многие из них очень сложны в использовании – настолько, что извлечь из них реальную пользу умеют лишь очень опытные пользователи. Впрочем, этот недостаток исчезает уже по мере встраивания аналитических средств в специализированные пакеты программ, облегчающие их использование.
Стандартные программы добычи данных обычно включают некоторые (или все) из перечисленных ниже приемов:
- визуализация: гистограммы, столбчатые и линейчатые графики, диаграммы разброса данных, диаграммы-боксы и другие виды визуального представления;
- кластеризация/сегментирование, прогнозирование, фиксация отклонений и анализ связей;
- нейронные сети и «деревья решений».
Специализированные пакеты программ сочетают эти общие типы анализа данных с маркетинговой поддержкой, давая такие аналитические средства, как:
- анализ сегментации рынка;
- группировка по родственным признакам;
- управление текучестью клиентов;
- профилирование клиентов;
- анализ прибыльности.
Средства онлайновой аналитической обработки – это, скорее, средства отчетности, нежели добычи данных, но и они используются для анализа информации из хранилища данных.
Теперь каждый из этих аналитических приемов будет рассмотрен чуть подробнее, чтобы оценить масштаб и возможности доступных компаниям технологий.
Стандартная добыча данных
Средства визуализации. Благодаря средствам визуализации результаты комплексных анализов данных предстают в простой форме. Это не только способствует лучшему их пониманию, но и вносит вклад в точное истолкование разных аспектов анализируемых данных. К примеру, столбчатые графики выявляют колебание значений в равные интервалы времени, а круговые диаграммы подчеркивают вклад данных конкретного типа в целое. Эти наглядные графики облегчают групповое обсуждение результатов анализа, давая каждому участнику дискуссии одну и ту же картинку.
Сегментация, прогнозирование, фиксация отклонений и анализ связей. Сегментация касается деления данных из базы на основе их сходных характеристик (например, ряд клиентов покупает сходные продукты в супермаркете). Сегментация может контролироваться пользователем, чтобы проверить, насколько четко очерчены существующие кластеры, или производиться автоматически для выявления новых кластеров.
Прогнозирование касается создания модели, скажем, поведения клиентов, и применения ее к историческим данным о клиентах для оценки реакции, например, на рекламную кампанию или выпуск нового продукта. Прогностическая модель может строиться на основе опросов клиентов. Если, к примеру, опросы принесли данные о половой принадлежности клиентов, их возрасте, роде занятий, наличии/ отсутствии компьютера, пользовании Интернетом дома/на работе, выписываемых газетах и журналах, то на их основе можно построить модель для оценки вероятного успеха той или иной онлайновой услуги или для нацеливания рекламной кампании в обычных СМИ.
Средства фиксации отклонений расширяют возможности средств сегментирования, анализируя данные, которые выпадают за рамки четко очерченных кластеров. Эти средства полезны в решении множества задач — от выявления необычных ответов на вопросы анкеты до обнаружения необычных последовательностей трансакций в рамках борьбы с мошенничеством. Для некоторых случаев фиксации отклонений могут использоваться нейронные структуры, а статистический анализ выявляет, насколько значимы найденные отклонения.
Анализ связей выявляет взаимосвязи между разными множествами данных в базе. Он используется для обнаружения связей между покупками клиента за какой-то период времени, а в виде так называемого анализа потребительской корзиныпомогает вычислить, какие комбинации продуктов покупатель приобретает, чтобы расположить эти продукты рядом в зале супермаркета. Анализ связей основан на том, что некоторые события связывают воедино людей, места и предметы. Например, когда человек летит из Лондона в Нью-Йорк, самолет связывает два города друг с другом, а статус пассажира связывает человека с самолетом. Аналогично, телефонный звонок связывает друг с другом два телефона. Большинство приемов анализа данных игнорирует образование связей, концентрируясь не на взаимоотношениях объектов (клиентов), а на самих объектах. Однако понимание этих связей иногда приносит важные находки в области взаимодействия с клиентами, что делает анализ связей ценным инструментом.
Анализ связей очень дорогостоящ и часто вызывает перегрузку базы данных запросами. Один из его примеров, имеющий ценность для электронной торговли – это использование анализа связей для поиска онлайновых сообществ в Интернете. При анализе гиперссылок на веб-страницах вычисляются ресурсы, связанные друг с другом, и страницы, на которые ссылаются чаще всего. Перекрестные ссылки на веб-страницах говорят об общих интересах, а множество ссылок на какую-то одну страницу говорит о ней как о важном для сообщества ресурсе. Анализ связей в применении к Интернету, используемый, впрочем, не часто, способен приносить информацию, полезную для нацеливания и размещения онлайновой рекламы и прочих маркетинговых действий.
Нейронные сети
Нейронные сети – это компьютерные модели, построенные по аналогии с процессами в головном мозге. По сути, это статистические расчеты со встроенными механизмами обратной связи, наделяющими их способностью «обучаться». Эти средства широко доступны в составе готовых программных пакетов и используются для решения широкого круга задач в бизнесе. Нейронные сети способны выявлять различные типы взаимосвязей, в том числе и кластеры. Однако, поскольку внутренние механизмы сетей настраиваются автоматически, найденные взаимосвязи никак не объясняются. Это одна из их слабостей, которая устраняется, если нейронные сети используются сначала для выявления взаимосвязей, а затем другие средства добычи данных объясняют, почему эти взаимозависимости возникли.
Нейронная сеть обучается на множестве примеров, описываемых в терминах «информация на входе» и «информация на выходе». Например, мы можем описать клиентов в терминах возраста, половой принадлежности, дохода и других параметров, а на выходе описать банковские услуги, используемые ими. Затем нейронной сети на входе можно предложить имеющиеся у компании данные о клиентах, и нейронная сеть спрогнозирует, какие банковские услуги станет использовать каждый из клиентов. Со временем точность прогнозов возрастает. В процессе тренировки нейронной сети ее можно испытывать на свежей информации о клиентах для получения прогнозов, на основе которых затем будут действовать специалисты по маркетингу или другие принимающие решения лица.
Нейронные сети потенциально являются мощнейшими средствами прогнозирования действий клиентов. Однако использовать их надо с известными оговорками, поскольку их предсказания основаны лишь на данных, полученных на входе. К примеру, если количество детей в семье – это важная переменная в прогнозе пользования финансовыми услугами, то нейронная сеть сработает эффективно, только если она запрограммирована на включение количества детей в информацию на входе.
Еще одно ограничение связано с тем, что нейронные сети лучше всего работают, когда взаимосвязи между данными на входе и выходе стабильны. Однако бывает, что поведение клиентов резко меняется. Нейронные структуры в этом случае в определенной степени перенастроятся, но не смогут радикально отступить от того, что было запрограммировано. Когда условия для бизнеса резко меняются, то от нейронных сетей будет мало пользы и их потребуется заменить более адекватными аналитическими средствами.
«Деревья решений»
«Деревья решений» структурируют данные согласно четко оговоренным правилам. Они снискали широкую популярность, поскольку, в отличие от нейронных сетей, объясняют причины того, почему тот или иной результат будет предпочтительным. Эти аналитические средства классифицируют данные в поисках правил, которые приведут к выработке действенных и обоснованных рекомендаций. Затем эти правила используются для поддержки принятия решений.
Автоматизированные средства для построения «деревьев решений» работают путем такого разбиения данных, при котором все объекты (продукты, клиенты, трансакции и др.) распределяются наиболее равномерно. Например, если группа клиентов составлена на 90 % из мужчин и на 50 % из людей, не состоящих в браке, то для классификации данных вначале будет использован брачный статус. Цель построения дерева – разделение объектов на группы со сходными характеристиками. После образования «дерева решений», которое точно классифицирует все индивидуальные случаи, полученное дерево можно преобразовать в правила принятия решений и использовать их для поддержки этого процесса.
Специализированные аналитические средства
Анализ сегментации рынка. Множество клиентов может сегментироваться и без специального анализа – на основе их базовых характеристик (место жительства, род занятий). Для этого просто задают почтовые индексы или названия профессий и извлекают данные из базы. Такой вид сегментации очень ограничен и не способен дать никаких указаний о предпочтениях и покупательском поведении клиентов. Чтобы узнать это, мы должны детально проанализировать историческую информацию о продажах. Если удается вычислить значимый кластер клиентов, этому кластеру может быть сделано специальное предложение, которое, вероятнее всего, привлечет внимание. Подобная разработка продуктов/услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям клиентов, стимулирует рост продаж и клиентской лояльности. Для выявления новых сегментов на основе хранимых в репозитории данных могут помочь два аналитических средства.
Во-первых, это визуализация, описанная выше. При сопоставлении диаграмм, составленных для различных параметров, иногда обнаруживаются группы клиентов со сходными характеристиками. Если, к примеру, мы сопоставляем возраст клиентов с покупками кофе, то можем обнаружить, что одни возрастные группы потребляют больше молотого кофе, а другие пьют только кофе без кофеина. К сожалению, визуализация полезна при анализе лишь двух-трех параметров. В огромной массе случаев требуется выявлять кластеры на основе множества самых различных данных.
Здесь предпочтительнее прибегнуть ко второму методу –автоматическому поиску кластеров.
Существует несколько видов автоматического обнаружения кластеров. Самый распространенный (известен как K-means) разбивает базу данных на сегменты, задаваемые пользователем. Этот метод лучше всего подходит для работы с количественными данными и имеет ограниченное применение к данным других типов. При еще одном методе, известном как агломерация, каждая ячейка данных в базе рассматривается как отдельный кластер с одной-единственной записью, сходные кластеры комбинируются до тех пор, пока не остается лишь малое число кластеров. Этот метод применяется для неколичественных данных, например, для подсчета полей с данными, соответствующими тому или иному множеству данных о клиентах. Кластеры также могут вычисляться с применением «деревьев решений» и нейронных сетей.
Группировка по родственным признакам. Группировка по родственным признакам используется для выявления отдельных объектов, ассоциированных друг с другом. Типичное приложение, выполняющее эту функцию, способно анализировать покупки в супермаркете и выявлять среди них продукты, покупаемые вместе. По результатам анализа оптимизируется расположение этих продуктов в торговом зале – по этой причине группировку по родственным признакам иногда называют анализом потребительской корзины. Прием добычи данных, лежащий в основе этого метода – это генерация правил ассоциациии использование процедур анализа связей (см. выше). Правило ассоциации обычно имеет следующий вид: «Люди, покупающие по пятницам детские подгузники, чаще всего также покупают пиво или вино». Это обстоятельство подталкивает к действиям двоякого рода: размещение подгузников рядом с алкогольной секцией (по пятницам), и размещение легких закусок (чипсов и орешков) рядом с подгузниками, чтобы «напомнить» клиентам купить пиво или вино. Эти приемы применяются либо ко всему множеству данных для поиска общих взаимозависимостей, либо к отдельным множествам для поиска локальных правил (к примеру, для выяснения тенденций продаж в городских и пригородных магазинах).
Управление текучестью клиентов
В отраслях с плотной конкуренцией, где издержки клиента на смену поставщика малы, компании постоянно теряют одних клиентов (они уходят к конкурентам) и приобретают других. В одних отраслях (например, телекоммуникационной) это явление называется текучкой клиентов, в других (например, банковской) — потерей клиентов. Для ряда отраслей эта текучка составляет серьезную проблему. Очевидно, что даже небольшое улучшение удержания клиентов или уменьшение их текучести принесет значительное снижение издержек.
Первый шаг в управлении текучестью клиентов состоит в расчете существующего показателя текучести и представления текучести в контексте всей сети распределения, включая каналы. Цель здесь — выявить проблемные точки, которые требуют прямого вмешательства. Для этого обычно достаточно средств оперативной аналитической обработки (OLAP), которые можно усилить специализированными программными пакетами по управлению текучестью. Эти средства позволяют соотносить показатели текучести с географическими зонами, дилерами, сервисными планами и т.д. Тесные корреляции будут указывать, например, что у одних дилеров текучесть намного выше, чем у других. Эти средства также позволяют находить клиентские сегменты с высокой текучестью и одновременно с высоким потенциалом прибыльности. На эти сегменты можно направлять кампании по удержанию клиентов. Чтобы выявлять готовых уйти клиентов и объяснять, почему они хотят уйти, иногда задействуются нейронные сети и «деревья решений».
Есть два подхода к управлению текучестью клиентов: реактивный и проактивный. Реактивный подход состоит в предоставлении данных о текучести сотрудникам компании, обслуживающим клиентов, чтобы они придумали подходящие поощрения клиентам, готовым перейти к конкуренту. Проактивный подход касается выявления проблемных клиентских сегментов и нацеливание на них прямой почтовой рассылки или телефонных звонков.
Профилирование клиентов
При составлении профилей клиентов для моделирования их поведения используются прогностические средства анализа, чтобы в будущем предложения ценности были точнее подстроены под их потребности. Модели могут основываться на запросах клиентов, на их поведении и прибыльности, а при использовании обширных массивов данных модели –прогнозировать реакцию клиентов на новые ситуации. Например, прогностическое профилирование клиентов может использоваться в маркетинговых кампаниях для оценки вероятной реакции клиентских сегментов.
Анализ прибыльности
Традиционно, основным фокусом компании была прибыльность продуктов или услуг. С недавних пор понимание издержек на привлечение (в противовес удержанию) клиентов стало вести к повышению эффективности стратегии управления прибыльностью клиентов по отдельности. Отсюда возникла потребность вычислять полную прибыль от клиента. Действенный менеджмент клиентов сегодня обсуждается в контексте удовлетворения запросов прибыльных клиентов (чтобы они не перешли к другому поставщику) и перевода неприбыльных в ту или иную прибыльную позицию.
Анализ прибыльности требует оптимизации интеграции и сбора данных в целом ряде точек. Во-первых, интеграция баз данных обязательна для вычисления общего количества продуктов и услуг, купленных отдельным клиентом. Интеграция локальных баз обычно проходит в рамках хранилища данных. Во-вторых, должны быть собраны сведения об издержках на обслуживание каждого клиента. Эта задача может решаться средствами CRM, которые фиксируют количество времени, затрачиваемого оператором на ответы на телефонные звонки, письма и электронные письма клиентов.
В отсутствие этих специальных данных издержки на обслуживание будут просто распределяться на всех клиентов, и тот факт, что некоторые, казалось бы, ценные клиенты являются на самом деле убыточными, поскольку на их обслуживание тратится непропорционально много времени, не будет обнаружен. Как только эти данные собраны, рассчитывается прибыльность каждого клиента в отдельности, и клиенты объединяются в сегменты согласно их прибыльности и прочим характеристикам. Затем, на основе этой сегментации разрабатываются стратегии миграции клиентов, а также ведется поиск особо ценных сегментов, которые должны быть защищены от конкуренции.
В ряде отраслей бурный рост онлайновых торговых площадок серьезно подорвал размеры прибыли. Настройка средств анализа прибыльности на решение этой проблемы дала поставщикам возможность определять, какие запросы о ценах и условиях будут прибыльными, а на каком уровне ставки на онлайновых аукционах перестают быть прибыльными.
Оперативная аналитическая обработка данных
Оперативная аналитическая обработка данных, или OLAP, – это высокоразвитое средство составления отчетов с расширенными, по сравнению с описанными выше средствами составления запросов, возможностями, но, строго говоря, не средство по добыче данных, поскольку осуществляет, скорее, обобщение данных, нежели выявление в них паттернов. Тем не менее, OLAP– это набор мощных и удобных в использовании инструментов. Они способны извлекать значительный объем ценной информации из базы данных, при этом не подменяя собой программы добычи данных, а усиливая их результативность.
Входящие в состав OLAPпрограммы имеют развитый графический интерфейс, благодаря которому даже пользователи, слабо знакомые со статистикой, способны анализировать огромные массивы данных. Под интерфейсом скрывается новая база данных (иногда ее называют «кубом») с информацией из репозитория данных, которая хранится особым образом, облегчающим и ускоряющим продольную и поперечную «нарезку» данных. В случаях, когда обычные средства составления отчетов работают многие часы, программы OLAPвыдают отчеты за считанные секунды. Однако надо заметить, что такая скорость обеспечивается за счет некоторой потери точности в хранении определенных типов данных.
Отличия между программами добычи данных и OLAPлучше всего проявляются в решении управленческих задач. Программы добычи данных обращены в будущее и подсказывают оптимальные способы управления теми или иными группами клиентов. Они нужны для поддержки принятия решений. Отчеты OLAPбольше ориентированы на события предшествующие. Они подытоживают данные, скажем, об эффективности последних продаж и выявляют тенденции. Например, проведенный OLAPанализ прошлых продаж может выявить, что такие-то продукты лучше всего продаются в такой-то день. Однако почему именно так, программа не поясняет. Ориентировочное объяснение этого могут дать средства добычи данных (скажем, группирование по родственным признакам). Еще OLAPприменяется для визуализации результатов работы по добыче данных. При этом одной из самых важных черт OLAPявляется легкость использования, открывающая доступ к анализу для гораздо большего числа сотрудников компании.
Аналитические средства жизненно необходимы для сортировки данных и извлечения из них смысла, который будет полезен для разработки управленческих стратегий. Такие приемы, как добыча данных, выявляя тенденции на рынке и в действиях клиентов, способны идентифицировать неэффективное распределение средств из бюджета и определить самое выгодное направление для использования ресурсов компании. Сегментация и прогностическое моделирование применяются для выявления новых групп клиентов с целью улучшить для них предложения ценности или обеспечить систему раннего предупреждения о возможной их миграции к конкурентам. Важно, что непрерывное развитие и использование хранилища данных также облегчает обмен информацией и знаниями между компанией и клиентами.
Информационные системы – это компьютерное оборудование, программы и промежуточное программное обеспечение компании. Под оборудованием подразумеваются физические устройства (настольные компьютеры, лэптопы, серверы баз данных, веб-серверы, мейнфрей мы, клавиатуры и прочая периферия), на которых работают программы. Промежуточное программное обеспечение – это программы, выступающие посредниками между программами-клиентами, запрашивающими информацию, и программами серверов, предоставляющими эту информацию, причем клиенты и серверы оперируют на разных компьютерных платформах.
Для эффективной работы CRMтребуется способность информационных систем предоставлять необходимую информацию о клиентах и сейчас, и в будущем, а также выполнять целый ряд административных задач, таких как выставление счетов, обработку данных, распределение, заказы со складов и т.д. Выполнение этих задач максимально зависит от технологии и предъявляет к ней такие же большие требования. По мере роста числа клиентов и трансакций способность компании масштабировать существующие системы или планировать переход, не нарушающий течения бизнеса, к другим системам становится жизненно важной. То же самое касается и интеграции данных из совершено разных систем, таких как структурированные базы данных и насыщенные мультимедийные сети.
Обычно информационные системы компаний создаются постепенно и в ответ на конкретные нужды отделов. Разные отделы, таким образом, используют различные и часто несовместимые компьютерные системы (как оборудование, так и программы). В то время как новые информационные системы обычно основаны на открытых технических стандартах, что уменьшает проблемы совместимости, системы старого типа поддаются интеграции с большим трудом. В некоторых случаях замена старого оборудования и программ бывает гораздо выгоднее.
Если имеются отдельные друг от друга информационные системы, то интеграция оборудования и программ должна производиться до подключения баз к хранилищу данных и открытия доступа к ним для сотрудников. Интеграция разрозненных систем в целостную архитектуру – это крупное, требующее значительных капиталовложений мероприятие. Поэтому важно, чтобы все предложения о системной интеграции основывались на ясной и грамотной стратегии CRM, которая должна учитывать IT-инфраструктуру, и тщательном стратегическом анализе систем. Выбранная компанией IT-архитектура должна интегрировать со старыми IT-системами или заместить их и быть достаточно гибкой, чтобы позволять любые изменения и расширения в будущем.
Постоянной проблемой при планировании IT-архитектуры является подстройка оборудования под запросы пользователей. Есть много путей ее решения: это системы «клиент-сервер», хост-серверные системы и системы «Интернет-Интранет». Эти схемы могут комбинироваться для создания IT-сети, удовлетворяющей самые разные запросы.
Выбор компьютерного оборудования
При внедрении CRMесть вероятность того, что, по крайней мере, некоторым пользователям понадобится новое компьютерное оборудование. В некоторых случаях это будет обычный настольный персональный компьютер. Работающим в полевых условиях понадобятся лэптопы и другие мобильные устройства для работы с данными. Для повышения эффективности сотрудников Саll-центра может понадобиться та или иная форма интеграции компьютера и телефона. И без того широко представленный здесь выбор продолжает расти. При решении вопроса о выборе оборудования следует учитывать потребности пользователей, а также специфику и условия их работы.
Многим менеджерам для работы с программами CRMдостаточно имеющегося настольного компьютера, поскольку программы для CRMчаще всего имеют Интернет-под держку и большинство компьютеров с веб-браузерами обеспечат базовую работу с отчетами и анализом данных. Для бизнес-аналитики и комплексной добычи данных потребуются более мощные компьютеры. Это могут быть или особо мощные компьютеры, или рабочие станции – в зависимости от объема статистической обработки и используемых средств визуализации. По сравнению с персональными компьютерами, дисплеи этих машин должны быть крупнее, а их разрешение – выше; компьютеры должны иметь больше памяти и более мощный процессор. Выбор между персональным компьютероми рабочей станцией зависит от инфраструктуры и технической поддержки, доступной для компании, поскольку многие рабочие станции в качестве операционных систем используют не Microsoft Windows, a Unix. Стоимость установки даже небольшого числа рабочих станций высока, поскольку для них потребуется иное сетевое оборудование и программисты компании, обученные их обслуживанию.
Выбор мобильного оборудования для полевых сотрудников еще более проблематичен, поскольку здесь важно и взаимодействие с клиентами, и безопасность удаленного соединения. Особенно значимым соображением при выборе оборудования выступает легкость взаимодействия между, скажем, продавцом и клиентом. Загрузка обычного лэптопа занимает несколько минут, и из-за своего размера он выступает препятствием для нормального общения людей. Мелкие портативные устройства намного меньше весят, не создают помех в общении, однако используют иные программы, нежели лэптоп. Это значит, что программы CRMв портативных устройствах будут оснащены меньшим количеством функций, а также следует убедиться, что устройство поддерживает выполнение самых важных операций.
Благодаря быстрому прогрессу мобильной связи сегодня существует множество путей подключения компьютеров полевых работников напрямую к репозиторию данных компании вместо копирования себе данных о клиентах.