Исследование цветоощущения
Цель работы: определить наличие цветового зрения.
Объект исследования: человек.
Материалы: «Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения» Рабкина.
Ход работы
Тестирование проводится в условиях хорошего освещения. Таблицы Рабкина состоят из кружков основного и дополнительного цветов. Из кружков основного цвета разной насыщенности и яркости составлены цифры, буквы или фигуры. Испытуемый должен распознать нарисованную из кружков основного цвета цифру, букву или фигуру. Длительность предъявления каждой таблицы не более 10 с.
Лабораторная работа № 4.5
Определение остроты слуха по В.И. Воячеку (шепотная речь)
Цель работы: освоить методику определения остроты слуха.
Материалы: вата.
Объект исследования: человек.
Ход работы
Испытуемый располагается сначала на расстоянии 6 метров от экспериментатора. Один слуховой проход необходимо закрыть ватой. Открытое ухо должно быть обращено к источнику звука, испытуемый стоит боком и смотрит в сторону, чтобы исключить угадывание слов по движению губ. Испытуемый должен громко повторять услышанное слово. Исследующий произносит шепотом с одинаковой интенсивностью после выдоха сначала слова с низкими, а затем – на расстоянии 20 м – с высокими звуками (см. табл.).
Низкие звуки | Высокие звуки |
У, О, М, Н, Р, В | А, Е, И, Й, Я, Э, С, Ж, Ч, Ц, Ш, Щ |
вон, вор, вру, врун, мор, мну, ну, мимо, Мирон, много, море, мороз, мутно, ворон, руно, спор, урок | ай, сияй, зачесть, зажечь, ей, сейчас, зиять, счищать, ой, сеча, изъять, чайка, жечь, чаша, кисть, часть, сжечь, чеши, зять, чашка, сей, чиж, сажать, честь, час, дача, сдача, чтец, чей, жесть, сиг, шайка, ситец, шейка, сиять, шить, зайка, езда, счистить, тише, яйцо, заяц, жить, заказ, съесть, сети, сажа, шея, Саша, сеть |
Если испытуемый не слышит произносимых шепотом слов, то экспериментатор приближается на один метр и возобновляет исследование, и так до того момента, пока испытуемый не начнет верно повторять слова. При нормальном слухе человек воспринимает произнесенные шепотом низкие звуки с расстояния 6 метров, высокие – 20 метров.
Рекомендации к оформлению
В заключении необходимо определить остроту слуха испытуемого и сравнить ее с нормой.
Лабораторная работа № 4.6
Исследование воздушной проводимости звука
Цель работы: изучить роль воздушной проводимости в формировании слуховых ощущений.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: камертоны, молоточек.