1. Внимательно прочитайте приведенное рассуждение И.А. Бодуэна де Куртанэ о природе фонемы и ответьте на следующие вопросы:
А) Как соотносятся руг с другом звук речи и фонемы?
Б) Можно ли произнести фонему?
Определите количество фонем и звуков в выделенных словах:
Фонема <……> - языковедческий термин: психически живая фонетическая единица. Пока мы имеем дело с преходящим говорением и слушанием, нам достаточно термина звук, обозначающего простейшую фонационную, или произносительную, единицу, вызывающую единое акустическо - фонетическое впечатление. Но если мы встанем на почву действительного языка, существующего в своей непрерывности только психически, только как мир представлений, нам уже не будет достаточно понятия звука и мы будем искать другого термина, могущего обозначать психический эквивалент звука. Именно таким термином и является термин фонема.
2. Сколько фонем и сколько звуков в русском и изучаемом вами иностранном языке?
3. Докажите, что внешние одинаковые фонемы в действительности в разных языках имеют разное фонологическое содержание.
|
|
4. Приведите примеры дифтонгов и проанализируйте их с точки зрения фонемного состава.
5. Объясните понятия «перцептивная функция звуков» и «сингнификативная функция звуков». Во всех ли случаях одинаково хорошо различаются русские звуки Б-П, Б-Б (мягкая), Б-В? Чем может быть вызвано их неразличение:
А) людьми, с детства владеющими русским языком,
Б) людьми, изучающими русский язык как народный?
6. Чем различаются состав фонем в словах ЛОТ (измерительный прибор) – ЛЕТ (от гл. летать), ЛЬЕТ? Какая фонема в конце слова ЛЕД?
Основные термины: Дифференциальные признаки, интегральные признаки, перцептивная функция, сильная позиция, слабая позиция, фонема.
Тема №4: Лексическое значение слова. Виды языковых значений.
Цель: Произвести анализ лексической системы языка.
Вопросы и задания:
1. Сравните, какие значения выделяют авторы учебников.
2. Объясните, почему нет единообразия в описании языковых средств
выражения значений.
3.Охарактеризуйте, как лексическое значение соотносится с понятием и
обозначаемым предметом.
Литература:
1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратовский
университет, 1973.
2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987.
3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998.