Задание №4

1. Внимательно прочитайте приведенное рассуждение И.А. Бодуэна де Куртанэ о природе фонемы и ответьте на следующие вопросы:

А) Как соотносятся руг с другом звук речи и фонемы?

Б) Можно ли произнести фонему?

Определите количество фонем и звуков в выделенных словах:

Фонема <……> - языковедческий термин: психически живая фонетическая единица. Пока мы имеем дело с преходящим говорением и слушанием, нам достаточно термина звук, обозначающего простейшую фонационную, или произносительную, единицу, вызывающую единое акустическо - фонетическое впечатление. Но если мы встанем на почву действительного языка, существующего в своей непрерывности только психически, только как мир представлений, нам уже не будет достаточно понятия звука и мы будем искать другого термина, могущего обозначать психический эквивалент звука. Именно таким термином и является термин фонема.

2. Сколько фонем и сколько звуков в русском и изучаемом вами иностранном языке?

3. Докажите, что внешние одинаковые фонемы в действительности в разных языках имеют разное фонологическое содержание.

4. Приведите примеры дифтонгов и проанализируйте их с точки зрения фонемного состава.

5. Объясните понятия «перцептивная функция звуков» и «сингнификативная функция звуков». Во всех ли случаях одинаково хорошо различаются русские звуки Б-П, Б-Б (мягкая), Б-В? Чем может быть вызвано их неразличение:

А) людьми, с детства владеющими русским языком,

Б) людьми, изучающими русский язык как народный?

6. Чем различаются состав фонем в словах ЛОТ (измерительный прибор) – ЛЕТ (от гл. летать), ЛЬЕТ? Какая фонема в конце слова ЛЕД?

Основные термины: Дифференциальные признаки, интегральные признаки, перцептивная функция, сильная позиция, слабая позиция, фонема.

Тема №4: Лексическое значение слова. Виды языковых значений.

Цель: Произвести анализ лексической системы языка.

Вопросы и задания:

1. Сравните, какие значения выделяют авторы учебников.

2. Объясните, почему нет единообразия в описании языковых средств

выражения значений.

3.Охарактеризуйте, как лексическое значение соотносится с понятием и

обозначаемым предметом.

Литература:

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратовский

университет, 1973.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: