Задание №1

1. Используя толковый словарь С.И. Ожегова, определите типы лексических значений следующих слов: лицедей, мираж, медведь, бить.

2. Дайте определение термина. Как можно группировать термины по значению и по источникам? Выпишите из приводимых ниже отрывков по нескольку терминов из разных областей техники, науки и искусства. Установите происхождение и особенности различных групп терминов.

АВИАЦИЯ

Нормальная схема самолета (аэроплана) имеет следующий вид: фюзеляж, на котором закреплены (в первой половине длины) крылья с элеронами и хвостовое оперение (вертикальный киль, горизонтальные стабилизаторы, рули высоты и направления), расположенные на заднем конце фюзеляжа; убирающееся шасси на трех точках; двигатели, расположенные в специальных гондолах под крыльями.

В кабине пилота располагается оборудование для управления и контроля полета (штурвалы, педальные механизмы, автопилоты, высотомеры, радиокомпасы, курсовые, глиссадные и маркерные радиоприемники, радиолокационные станции и др.).

АРХИТЕКТУРА

В дорическом архитектурном ордере (или ордене) база отсутствует, ствол колонны (фуст), покрытый продольными желобками - каннелюрами, суживается кверху. Помимо этого утонения, встречается также энтазис. Капитель состоит из трех частей: шейки, эхина и абака (или абаки). Непосредственно на абаке лежит архитрав (эпистиль), завершающийся полочкой. Над архитравом проходит полоса фриза, расчлененная на равные отрезки триглифами; под каждым триглифом на архитраве расположено по шесть капель" (гутты), имеющих вид усеченного конуса.

МЕДИЦИНА

Туберкулезный лимфаденит в виде ограниченных поражений отдельных групп лимфатических узлов (чаще всего трахео-бронхиальных) как самостоятельная форма встречается главным образом у детей. Диагноз туберкулезного лимфаденита в ряде случаев бывает труден, так как клинические и рентгенологические данные могут быть очень скудными. Нередко туберкулезный лимфаденит проявляется только явлениями туберкулезной интоксикации (мало­кровие, субфебрильная температура и т. д.).

ГОРНОЕ ДЕЛО

Маркшейдерская служба выполняет следующие основные ра­боты: 1) производство маркшейдерских съемок и составление на их основе различных графиков, 2) определение мест выработок, нанесение этих данных на планы, 3) трассирование выработок и др.

На маркшейдерских графиках видна форма (чечевицеобразная, мульда) и мощность пластов, что позволяет выбрать наиболее рациональную систему выработки полезного ископаемого. На пла­нах изображаются расположение шахтных стволов, квершлагов, штреков, ортов, гезенков, отмечаются оси подъемных машин, фун­дамента зданий и других сооружений.

МУЗЫКА

Виолончель — смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства. Имеет басово-теноровый диапазон (5 октав, из которых используются обычно 3—Зг/2) и квинтовый строй октавой ниже альта. Широко применяется как сольный, ансамблевый и оркестро­вый инструмент. Виолончель и другие смычковые инструменты скрипичного семейства составили основу классического состава симфонического оркестра и струнного квартета.

СПОРТ

Бокс (кулачный бой по особым правилам) — один из наиболее популярных видов спорта. Боксеры выступают в кожаных перчат­ках, которые смягчают силу удара и предохраняют кисть от по­вреждения. Бой ведется на ринге. За выполнением правил следит рефери. Матч боксеров состоит из трех раундов по три минуты каждый с минутным перерывом между ними. По­бедителем считается боксер, одержавший победу нокаутом.

Задание №2. Сопоставьте фразеологические единицы русского языка с соответствующими фразеологическими единицами в изучаемом вами иностранном языке.

I. Нашла коса на камень;

Stahl auf Stahl gibt Feuer;

ein Hartschadel hat seinesgleichen gefunden;

a bon chat bon rat;

a trompeur trompeur et demi;

diamond cut diamond.

2. Сесть в лужу;

in der Tinte sitzen; hereingefallen sein; faire une gaffe; faire un pas de clerc; faire chou blanc; get into a mess.

3. Положить зубы на полку;

am Hungertuche nagen;

n'avoir rien a se mettre sous la dent.

4. Мастер на все руки;

in alien Satteln gerecht seifl; un homme a toutes mains; he is a jack-of-all-trades.

5. Кататься как сыр в масле;

wie Gott in Frankreich leben; wie die Made im Speck leben; etre comme un coq en pate; live in clover.

6. Проглядел все глаза;

sich die Augen aus dem Kopfe sehen;

je me suis use les yeux a regarder;

be all eyes.

7. Сдать в архив;

zum alten Eisen werfen;

mettre au rancart;

give up as a bad job.

8. Он глуп как пробка;

er ist duram vie Bohnenstroh;

bete a manger du foin;

bete comme ses pieds.

9. Повесить нос;

er blast Trubsal; baisser l'oreille;

be crestfallen;

be discouraged.

10. По старой памяти;

nach alter Gewohnheit;

selon notre vieille habitude;

by force of habit.

11. Гора с плеч свалилась;

ein Stein ist vom Herzen gefallen;

je me sens delivre d'un lourd fardeau;

a load has been taken off one's mind.

12. У меня искры из глаз посыпались;

esverging mir HOren und Sehen;

j'ai vu trente six chandelles;

I saw stars.

13. Сводить счеты;

Ein Hflhnchen zu rupfen haben;

regler ses comptes; settle a score;

square off accounts.

14. He лезет за словом в карман;

nicht auf den Mund gefallen sein;

avoir la repartie prompte;

avoir bon bee;

.have a ready tongue.

Задание №3. Ниже приводятся для разностороннего анализа параллельныe — на разных языках — синонимические ряды слов, различных по семантической и грамматической природе. Попытайтесь расширить приведенные ряды синонимов. Составьте контексты, в которых более всего уместен тот или иной синоним.

Синонимы-существительные

Существительные с конкретным значением:

путьдорогастезятропинка;

немецкие синонимы: die Bahn — der Weg — der Steig — de-fad— der FuBsteig;

французские синонимы: la voie — le chemin — la route — le sentier;

английские синонимы: course — way — road — path —footpath.

Существительные с абстрактным значением:

понятие — идея — мысль;

немецкие синонимы: der Begriff — die Idee — der Gedanke;

французские синонимы: la notion — la idee — la pensee;

английские синонимы: notion — idea — thought.

Синонимы-глаголы:

означатьуказыватьвыражатьназыватьименовать;

немецкие синонимы: bedeuten—anzeigen — bezeichnen — ausdru; ken — benennen;

французские синонимы: signifier — indiquer—denoter—exprimer— ommer — appeler;

английские синонимы: to mean—signify—indicate — denote — ame — call.

Синонимы - прилагательные:

смелыйхрабрыймужественныйрешительныйнеустрашимыйотважный;

немецкие синонимы: beherzt — mutig — kuhn — tapfer — herzhaft;

французские синонимы: courageux — valeureux — hardi — brave — itrepide;

английские синонимы: valorous — courageous — daring — bold— rave — valiant — stouthearted.

Синонимы-наречия:

мгновеннототчаснемедленноскоропоспешномоментальновдругвнезапнобезотлагательно;

немецкие синонимы: augenblicklich— geschwind — schleunig-unverzuglich — plotzlich — schnell — behende — rasch;

французские синонимы: instantanement — bientot — vite — rapide-.ment — incessamment — tout de suite — soudain — subiternent;

английские синонимы: instantly — soon — directly — speedily — immediately — suddenly — straightway — quick — swiftly — precipita­tely.

Задание №4.

1. Определите к какому типу фразеологических единиц относятся следующие устойчивые сочетания: редко, да метко, мастер на все руки, выйти сухим из воды, вилами по воде писано, остаться у разбитого корыта, вывести на чистую воду, зарубить на носу, поднять на смех, не сносить головы, не за горами, по доброй воле, надуть губы, валять дурака, идти на лад, делать вид, навострить лыжи, перемывать косточки.

2. Приведите примеры фразеологических выражений, вошедших в нашу речь из сказок.

3. Объясните значение и происхождение следующих фразеологизмов: казанская сирота, спустя рукава, козел отпущения, Дамоклов меч, яблоко раздора.

4. Привести по пять примеров фразеологизмов-синонимов, фразеологизмов-антонимов.

5. Изготовьте 10 карточек размером 10х15 см. на тему «Подбери фразеологизм».

Тесты для самоконтроля

1. Какими частями речи передается в русском языке значение

признака?

А) Прилагательными, существительными, порядковыми

числительными, местоимениями

В) Только существительными

С) Только прилагательными

Д) Прилагательными и существительными

Е) Прилагательными, существительными, порядковыми

числительными

2. Обозначьте ряд слов, состоящий исключительно из качественных

прилагательных:

А) Белый, красивый

В) Прочный, деревянный

С) Упрямый, детский

Д) Хороший, вечерний

Е) Густой, летний

3. Обозначьте ряд прилагательных, называющих свойство,

способное проявляться в большей или меньшей степени:

А) Нужный, вредный

В) Правильный, танцевальный

С) Полезный, лечебный

Д) Щедрый, вчерашний

Е) Храбрый, плавательный

4. Назовите ряд прилагательных, способных образовать полный и

краткие формы:

А) Скупой, плохой

В) Белый, ближний

С) Хороший, четвертый

Д) Умный, осенний

Е) Мудрый, ламповый

5. Обозначьте ряд прилагательных, способных выполнять

исключительно атрибутивные функции:

А) Четвертый, вчерашний

В) Плохой, железный

С) Злой, дверной

Д) Жадный, отцов

Е) Добрый, верхний

6. Обозначьте ряд прилагательных, способных выполнять

предикативные функции:

А) Мягкий, резкий

В) Светлый, купальный

С) Душистый, детский

Д) Звонкий, юношеский

Е) Круглый, весенний

7. Назовите ряд прилагательных, определение статуса которых в

вузовской и школьной практике расходится;

А) Четвертый, седьмой

В) Мягкий, резкий

С) Сладкий, теплый

Д) Тихий, тяжелый

Е) Тихий, тяжелый

8. В каком ряду прилагательные не могут образовать кратких форм?

А) Ближний, теперешний

В) Далекий, длинный

С) Долгий, короткий

Д) Малый, тесный

Е) Узкий, босой

9. Укажите ряд слов с притяжательным значением:

А) Мой, наш

В) Твой, какой

С) Ваш, какой

Д) Их, весь

Е) Ничей, целый

10. Морфологические значения прилагательных:

А) Повторяют морфологические значения существительных, с

которыми они согласуются

В) Являются самостоятельными

С) Являются несловоизменительными

Д) Не выявляются синтаксически

Е) Носят абсолютно независимый характер

11. Какую роль в предложении играет прилагательное?

А) Полные прилагательные являются определениями, краткие –

именной частью сказуемого

В) Только определения

С) Выполняет функцию любого члена предложения

Д) Обстоятельственные функции

Е) Может быть или определением, или обстоятельством

12. Имена прилагательные:

А) Изменяются по родам, числам и падежам

В) Изменяются только по падежам и числам

С) Изменяются по числам, падежам, а род не изменяется

Д) Обладают самостоятельными категориями рода, числа и

падежа

Е) Изменяются только по родам и падежам

13. Обозначьте предложение, в котором прилагательное выполняет

функцию определения:

А) Настала осень золотая

В) Природа трепетна, бледна

С) Степь прекрасна и полна жизни

Д) Отец был суров

Е) Худой ты, прямо страсть

14. Обозначьте предложение, включающее качественное

прилагательное:

А) Воздух был пряный, кружащий голову

В) Я любуюсь березовым лесом

С) Учительское счастье слагается из ученических побед

Д) Миндальное дерево украшено романтическими легендами

Е) Пыль прибита вчерашним дождем

15. Укажите предложение с относительным прилагательным:

А) Мы любим читать гениальные лермонтовские стихи

В) Грибы любят собирать молодыми, а не старыми

С) Малиновый шалфей улыбается заре

Д) Болтливые соседи окружили накрытый стол

Е) Сквозь сероватую мглу видны широкие луга

16. Отметьте предложение, где относительное прилагательное

перешло в качественное:

А) Вишневое солнце вставало над притихшею землей

В) При чистке пруда была поймана щука с золотым кольцом

С) Княжна сидела в прохладе мраморной беседки

Д) Кот мягко ступал бархатными лапками

Е) Летом она ходила в кисейном платье

17. Укажите предложение с притяжательным прилагательным:

А) Соловьиное щелканье наводило на Марфиньку дрожь

В) Осиновый лес казался призрачным

С) Фарфоровая чашка изящней фаянсовой или глиняной

Д) Земляничный напиток полезен людям

Е) Нельзя унижать человеческое достоинство

18. Укажите прилагательное, от которых краткие формы не

образуются:

А) Хорошенький, проливной

В) Нежный, сладкий

С) Ласковый, нравственный

Д) Умный, искусный

19. От каких прилагательных нельзя образовать простые формы сравнительной степени?

А) Правильного ответа нет

В) Ловкий, далекий

С) Жидкий, хлесткий

Д) Вязкий, гладкий

20. От каких прилагательных не образуются никакие формы сравнительной или превосходной степени:

А) Холостой, женатый

В) Умный, плохой

С) Сладкий, широкий

Д) Высокий, строгий

Е) Загорелый, любезный

21. Найдите предложение, в котором наречие стоит в форме сравнительной степени:

А) Все чаще празднует лицей свою святую годовщину

В) Лучше друга нигде не найду я

С) Милее нет земли, меня здесь русским именем когда-то нарекли

Д) Закаленная ветром и стужей, и зноем только крепче любовь

Е) Звук речей иногда казался нежнее

22. Определите, в каком предложении прилагательное перешло в существительное:

А) «Хорошо бы чего-нибудь сладкого!» - сказал Борис Павлович

В) Пока не стемнело, я высматриваю в лесу знакомую тропинку

С) Это обычная красная пропаганда

Д) Помещик Манилов, имевший глаза сладкие, как сахар, был от него без памяти

Е) Подали чай, и сладкое печенье

23. Обозначьте ряд слов, имеющий имя числительное:

А) Один, первый

В) Однажды, единица

С) Единый, единство

Д) Единичный, единственный

Е) Первач, единение

24. Обозначьте предложение, где числительное входит в состав подлежащего:

А) Двенадцать книг лежат на столе

В) Раскрываю одну, вторую, третью

С) Полвека назад их читал мой дед

Д) В течение двух лет он жил в Семиречье

Е) Теперь двенадцать книг переданы мною в библиотеку

25. Обозначьте предложение с собственно количественным числительным:

А) Мороз был градусам к двадцати

В) Я охотник только до первого выстрела

С) Сколько раз я мечтал об охоте

Д) Несколько раз я выходил с ружьем

Е) В первые дни зимы отличная охота

26. Выделите ряд современных простых производных числительных:

А) Одиннадцать, тринадцать

В) Восемь, десять

С) Пятьдесят, триста

Д) Сорок пять, пятьсот

Е) Восемьдесят, двести

27. Обозначьте непроизводные числительные:

А) Два, три

В) Двое, трое

С) Двадцать, тридцать

Д) Двенадцать, тринадцать

Е) Двойка, тройка

28. Название какого числительного пришло из древнерусского языка и возникло из существительного:

А) Девяносто

В) Миллион

С) Миллиард

Д) Сорок

Е) Сто

29. Дробные числительные входят в разряд числительных:

А) Количественных

В) Порядковых

С) Собирательных

Д) Неопределенно-количественных слов

Е) Правильного ответа нет

30. Обозначьте предложение, в котором слово «один/одна, одно, одни/» является именем числительным:

А) Правильного ответа нет

В) Все, что было у нас, мы на один алтарь сложим

С) Один, один! Ее умчали волны раковые

Д) Нас жребий один неразрывно связал

Е) Одно повторяет твой глупый язык

31. Найдите ошибку в форме творительного падежа числительного:

А) Четырехстами

В) Восьмьюдесятью

С) Тремястами

Д) Пятьюдесятью

Е) Восьмьюдесятью

32. Найдите ошибку при склонении числительного:

А) Двум тысячам трехстам семидесяти одному

В) Двух тысяч трехсот семидесяти одного

С) Две тысячи триста семьдесят один / одного /

Д) Двумя тысячами тремястами семьюдесятью одним

Е) О двух тысячах трехстах семидесяти одном

33. Обозначьте предложение, в котором числительное не управляет, а согласуется с существительным:

А) Машины по выходе из ремонта имеют до семидесяти дефектов

В) Старик целых два часа высидел среди обломков

С) Мы трогаемся в путь через две минуты

Д) Он прожил здесь двадцать три года

Е) Восемнадцать лет спустя он подарил книгу сыну

34. Дробные числительные:

А) Изменяются только по падежам

В) Изменяются по падежам и числам

С) Изменяются по родам и числам

Д) Изменяются по падежам, родам и числам

Е) Не изменяются по падежам

35. Найдите ошибку при склонении дробного числительного:

А) Двум целых и трем седьмым

В) Двух целых и трех седьмых

С) Двумя целыми и тремя седьмыми

Д) О двух целых и трех седьмых

36. В современном русском языке собирательные числительные представлены всего:

А) Девятью словами

В) Пятью словами

С) Десятью словами

Д) Употребляется больше десяти слов

Е) Восемью словами

37. Обозначьте ошибочное утверждение:

А) Собирательные числительные употребляются с существительными женского рода

В) Собирательные числительные употребляются с существительными, обозначающими лиц мужского пола

С) Собирательные числительные употребляются с названиями детенышей

Д) Собирательные числительные употребляются с названиями предметов, имеющих только форму множественного числа

Е) Собирательные числительные употребляются с субстантивированными прилагательными

38. Укажите неверное употребление собирательного числительного:

А) Семеро девочек

В) Двое мальчиков

С) Четверо прохожих

Д) Шестеро отважных

Е) Пятеро героев

39. Укажите, в каких сочетаниях количественные числительные синонимичны собирательным:

А) Три товарища, трое товарищей

В) Три подружки, трое подружек

С) Пять учениц, пятеро учениц

Д) Пять шляп, пятеро шляп

Е) Три невесты, трое невест

40. Найдите неверное употребление количественно-именного словосочетания:

А) Трое гордых пальм высоко росли

В) Подошло трое молодых геологов

С) Целых пятеро суток бушевала метель

Д) Четверо разведчиков отправилось в путь

Е) На перекрестке сошлось трое усталых путников

41. Укажите, какие числительные не могут иметь вариантов в следующих сочетаниях:

А) Девять дочек и девятеро дочек

В) Пять саней и пятеро саней

С) Шесть утят и шестеро утят

Д) Два военных и двое военных

Е) Семь парней и семеро парней

42. Найдите предложение с именем числительным:

А) Шесть раз был ранен, два раза контужен

В) Десяток людей угрюмо шли вперед

С) Первый упал, второй поднялся

Д) Несколько часов Алексей прождал на вокзале

Е) Тройка – нежелательная оценка

43. Укажите, где неправильно образовано прилагательное от количественно-именного словосочетания:

А) Восемьсот тысяч – восемьсоттысячный

В) Двадцать пять процентов – двадцатипятипроцентный

С) Сорок тон – сорокатонный

Д) Двести пятьдесят миллионов – двухсотпятидесятимиллионный

Е) Полтора часа – полуторачасовой

44. В каком предложении местоимение соотносится с числительным?

А) Сколько Онежка не слушала, не услыхала

В) Онежка любила музыку, но слушать ее не умела

С) Рита говорила, Онежке слышались в ее голосе детские нотки

Д) У Риты было такое слово «па-а-адумаешь»

Е) Он ничего не слышит, ничего не ответит

45. В каком ряду есть местоимения, несоотносимые с прилагательными:

А) Никто, ничто, кто-либо

В) Они, себя, кто, всякий

С) Что-нибудь, некто, другой

Д) Мой, наш, что-то

Е) Другой, всякий, он

46. Какое местоимение не имеет формы именительного падежа?

А) Себя

В) Меня

С) Тебя

Д) Его

Е) Их

47. В каком предложении нельзя употребить местоимение «всякий»?

А) /всякому, каждому/ человеку свое в жизни положено

В) /всякий, каждый/ треск ветки казался ей человеческими шагами

С) /всякая, каждая/ жизнь человеку мила: лучше жить, чем не жить

Д) /всякий, каждый/ человек избегает одиночества

Е) /всякий, каждая/ возможность используется, чтобы достичь цели

48. Найдите ошибку:

А) Это было ничто иное, как забытое письмо

В) Это был не кто иной, как мой приятель

С) Никто иной его не мог убедить

Д) Никто иной, кроме отца не мог так делать игрушки

Е) Ничто иное, кроме путешествий, его не увлекало

49. Обозначьте ряд слов состоящих из местоимений:

А) Вашему, всякому

В) Отсебятина, по-моему

С) Здешний, всякому

Д) Никчемный, якать

Е) Ничтожный, по-своему

50. В каком предложении Вы нашли местоимение?

А) Ничего не вижу, ничего не слышу

В) Оставим без изменений, может, ничего, обойдется

С) Василий был ничего, но избаловался

Д) Женат человек ничего, надежный

Е) Правильного ответа нет

51. Исключите «лишний» ряд имен существительных:

А) Изумруд, яшма

В) Слава, смех

С) Доброта, близость

Д) Ловкость, движение

Е) Ничтожество, радушие.

52. Какой ряд слов не относится к вещественным существительным:

А) Бактерия, окунь

В) Мука, сахар

С) Железо, уголь

Д) Бархат, ситец

Е) Овес, пшеница

53. Обозначьте ряд одушевленных существительных:

А) Мертвец, покойник

В) Природа, лес

С) Сосна, дуб

Д) Крыжовник, ромашка

Е) Народ, толпа

54. Укажите существительные женского рода:

А) Жена, гроза

В) Гуляка, зевака

С) Зевака, недоучка

Д) Зубрила, привереда

Е) Злюка, неженка

55. Обозначьте слова мужского рода:

А) Голосище, домишко

В) Пепелище, зерно

С) Удилище, окно

Д) Млекопитающее, стекло

Е) Кладбище, войско

56. Обозначьте ряд существительных мужского рода:

А) Коллега, староста

В) Пьяница, плакса

С) Мямля, размазня

Д) Гуляка, заводила

Е) Обжора, недоучка

57. Какой ряд несклоняемых существительных не относится к среднему роду?

А) Сирокко, торнадо

В) Алиби, амплуа

С) Жюри, интервью

Д) Кашне, портмоне

Е) Ралли, депо

58. Обозначьте ряд существительных, образующих форму множественного числа:

А) Волос, ягода

В) Холод, жар

С) Гордость, риск

Д) Смех, треск

Е) Горе, благо

59. Обозначьте ряд существительных, стоящих в форме множественного числа:

А) Сапоги, ботинки

В) Брюки, ворота

С) Клещи, куранты

Д) Хоромы, четки

Е) Счеты, мемуары

60. Значение действия и состояния может выражаться:

А) Глаголами, существительными, прилагательными, словами категории состояния

В) Только глаголами

С) Глаголами и существительными

Д) Глаголами, существительными и прилагательными

Е) Глаголами, существительными и словами категории состояния

61. Исключите неспрягаемые формы глагола:

А) Идущий, идти

В) Иду, иди

С) Идешь, идет

Д) Шел бы, идем

Е) Идут, идете

62. В предложении инфинитив может выступать в функции:

А) Любого члена предложения

В) Только сказуемого

С) Сказуемого и подлежащего

Д) Подлежащего, сказуемого и определения

Е) Сказуемого, подлежащего и дополнения

63. В каких глаголах ударение стоит неверно?

А) ЗаиндевЕть, Удить

В) БряцАть, буксИровать

С) ЗаржАветь, начАть

Д) ПредположИть, принУдить

Е) ОсвЕдомить, ОблегчИть

64. Найдите объективный инфинитив:

А) Матушка наказывала мне беречь свое здоровье

В) Ехать полем было не возможно

С) Мой долг Вам повиноваться;

Д) Она решилась пойти ожидать его там;

Е) Кирилл с удовольствием стал рассказывать о подвиге.

65. Найдите субъективный инфинитив:

А) Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться

В) Офицер бросил бумагу на стол: «Подписать!»

С) Я тот несчастный, которого ваш отец послал грабить на дорогах;

Д) Отец уговорил меня учиться

Е) Я просила тебя позвонить раньше

66. Укажите непроизводные глаголы несовершенного вида:

А) Курить, глядеть

В) Дать, сесть

С) Съесть, пьянеть

Д) Сказать, стать

Е) Пойти, затопать

67. Укажите непроизводные глаголы совершенного вида:

А) Сказать, дать

В) Нюхать, идти

С) Прыгнуть, гнуть

Д) Зевнуть, подумать

Е) Пройтись, ответить

68. Найдите глаголы совершенного вида, несоотносительные по виду:

А) Поворчать, стукнуть

В) Дать, зашить

С) Забинтовать, отправиться

Д) Откомандировать, завянуть

Е) Пришить, перечитать

69. Обозначьте глаголы, имеющие видовую пару:

А) Читать, находиться

В) Ворчать, стучать

С) Кричать, покрикивать

Д) Почувствовать, отзвенеть

Е) Крикнуть, шуметь

70. Укажите глаголы, где видовая пара образуется меной суффиксов:

А) Перечеркнуть, разбросать

В) Брать, засыпать

С) Класть, приехать

Д) Сказать, найти

Е) Чернеть, стариться

71. Обозначьте глаголы, в которых приставки выражают пространственное значение:

А) Подошла, отворилась

В) Послышалось, заворчало

С) Приняла, поглядела

Д) Захрюкала, укрепился

Е) Полез, взвизгнула

72. Укажите глаголы, в которых приставки имеют количественно-временное значение:

А) Пошатнулся, закричал

В) Впустила, подняла

С) Потянулся, подошел

Д) Взмахнул, схватил

Е) Вскочил, взобрался

73. Назовите глаголы с чистовидовыми приставками:

А) Потерять, утонуть

В) Закричать, замахать

С) Провозиться, пройти

Д) Продолжаться, пошатываться

Е) Свалиться, закрыться

74. Обозначьте ряд двувидовых глаголов:

А) Использовать, исследовать

В) Пересмотреть, отнять

С) Задвинуть, надписать

Д) Приехать, залететь

Е) Налить, решить

75. Обозначьте ряд глаголов, имеющих видовую пару:

А) Пришить, стареть

В) Бежать, велеть

С) Венчать, даровать

Д) Казнить, миловать

Е) Обследовать, жениться

76. Обозначьте несоотносительные по виду глаголы:

А) Проворчал, закружился

В) Исследуют, приветствовали

С) Велят, женился бы

Д) Констатировать, атакуют

Е) Гарантирует, образуют

77. Обозначьте глаголы нехарактеризованного способа действия:

А) Не любил, раздражался

В) Задремал, посулил

С) Зевнул, порычал

Д) Застонал, заплакал

Е) Запахло, прыгнул

78. Обозначьте ряд глаголов характеризованного способа глагольного действия:

А) Набегалась, поглядывала

В) Тявкал, спать

С) Томило, не пахла

Д) Видел, сидел

Е) Еду, гляжу

79. Обозначьте предельные глаголы:

А) Говорил, смирялся

В) Не любил, раздражали

С) Грустил, мечтал

Д) Хлебал, спал

Е) Подергивались, видел

80. Обозначьте непредельные глаголы:

А) Переживал, разговаривал

В) Звонить, уходил

С) Собирались, пробовал

Д) Подымался, смирялся

Е) Говорил, перечеркнул

81. Отметьте глаголы начинательного способа глагольного действия:

А) Заупрямится, зашалит

В) Размахались, проговорил

С) Улеглись, провертелся

Д) Отгулял, отцвели

Е) Побледнели, долбанул

82. Найдите ряд глаголов уменьшительного способа глагольного действия:

А) Всхрапнуть, сполоснул

В) Шагнул, поднагнулся

С) Захотелось, хаживали

Д) Игрывали, покачивались

Е) Пошаливали, прислушивались

83. Найдите ряд глаголов однократного способа глагольного действия:

А) Тряханули, бабахнули

В) Пошалили, расхаживал

С) Напевать, расхаживали

Д) Подтряхивая, прислушиваясь

Е) Подпевал, услыхав

84. Укажите непереходные глаголы:

А) Закашлялся, засуетился

В) Заменят, даю

С) Помню, открыла

Д) Закладывать, палит

Е) Тянет, вяжу

85. Укажите ряд переходных глаголов:

А) Впитывал, не определил

В) Идут, проходит

С) Спит, не шелохнется

Д) Засуетился, махнул

Е) Жениться, говорил

86. Обозначьте ряд форм действительного залога:

А) Встречает, дохнула

В) Строилась, проводится

С) Выполняется, был занят

Д) Разработан, вскрыт

Е) Ведены, отпущены

87. Обозначьте ряд форм страдательного залога:

А) Рассматриваются, обсуждаются

В) Примыкал, сменилось

С) Бесновалось, швырялся

Д) Гудело, рвал

Е) Остановилась, слушала

88. Укажите глагольные формы страдательного залога;

А) Реконструированы, выполнены

В) Используют, нагнулась

С) Прислушалась, качались

Д) Позванивал, развиваются

Е) Интересуются, готовится

89. Укажите ряд глагольных форм, образованных от основы настоящего времени:

А) Орошают, орошаемый

В) Орошающий, оросивший

С) Оросил, оросив

Д) Оросил бы, оросят

Е) Орошая, ороси

90. Укажите ряд глаголов первого продуктивного класса:

А) Надевать, прощать

В) Оперировать, спеть

С) Белеть, полировать

Д) Белить, спешить

Е) Воспрянуть, заглохнуть

91. Найдите формы повелительного наклонения глаголов;

А) Подгони-ка, пусть выберут

В) Разделим, держать

С) Платите, освобождал

Д) Продолжим, веси

Е) Положить, кладем

92. Найдите формы относительного употребления форм времени:

А) Он чувствовал, что никогда не умрет

В) В этом Егорушка был уверен

С) Мать видела лицо сына

Д) За окнами все было неподвижно

Е) Я ждала августа

93. Укажите где неправильно поставлено ударение:

А) ОтдАл – отдАло - отдАли – отдАла

В) ПОднял – пОдняло – пОдняли – поднялА

С) ПрОклял – прОкляло – прОкляли – проклялА

Д) ЗАпер – зАперло – зАперли – заперлА

Е) ПОбыл –пОбыло – пОбыли – побылА

94. Найдите настоящее историческое время:

А) Выжженная солнцем трава глядит уныло

В) Ведь теперь депутатов знает весь Казахстан

С) Могут ли люди жить на Луне

Д) «Власов идет!» - крикнул кто-то

Е) Я написал в своей тетрадке, что кенгуру живут на грядке

95. Обозначьте глаголы П спряжения:

А) Рубить, кормить

В) Сидеть, шить

С) Лететь, рисовать

Д) Зеленеть, полоть

Е) Держать, надоесть

96. Какая из основных языковых единиц изучается в лексикологии как особом разделе науки о языке?

А) Слово

В) Фонема

С) Морфема

Д) Словосочетание

Е) Предложение

97. Что понимается под диахроническим исследованием лексики?

А) Изучение словарного состава с точки зрения его развития на временной оси

В) Изучение лексики с точки зрения ее роли в структуре и функционировании языка

С) Изучение лексики в определенный момент ее развития как системы одновременно существующих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов

Д) Изучение словарного состава с целью выявления генетического родства, структурно-семантических сходств и различий между языками

Е) Изучение общих закономерностей строения, функционирования и развития лексики

98. Какие системные отношения в лексике называются парадигматическими?

А) Отношения, построенные на объединении грамматически однородных слов, имеющих семантическую общность и различающихся дифференциальными признаками

В) Отношения, проявляющиеся в закономерностях сочетания слов друг с другом

С) Отношения, основанные на ассоциативных сближениях объединения слов между собой

Д) Отношения, базирующиеся на словопроизводстве

99. Какой из перечисленных признаков не определяет слово как факт языка?

А) Производимость

В) Фонетическая оформленность

С) Семантическая валентность

Д) Непроницаемость

Е) Лексико-грамматическая отнесенность

100. В нем проявляется двусторонний характер слова как языковой единицы?

А) В единстве звучания и значения

В) В единстве морфем

С) В единстве фонем

Д) В единстве функций

Е) В единстве грамматического и лексического значений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: