Модель «системно-психологического анализа управленческой и политической деятельности», созданная нами одновременно и независимо от исследований Роденау и Белбина, совпадает с ними по числу элементов, их функциям, отношениям между элементами и психологическими характеристиками каждого элемента и всей системы. Кроме этих неслучайных совпадений, модель выполняет все допущения системы Меister, касающиеся целеполагания, иерархичности, обратной связи, включенности эффекта нижестоящего уровня в вышестоящий уровень, получения общего эффекта системы, который каждый отдельный элемент сам по себе дать не может. В таком усиленном описании модель может описать и объяснить существо и механизмы интеллектуальной экспансии, хотя назначение ее более широкое (см. рис. 1.9).
Принимается, что исходным и заключительным элементом системы является общество во всем многообразии его политических, социальных, экономических, правовых, идеологических интересов. Целью системы является или перевод общества из одного психолого-политического состояния в другое состояние, или стабилизация его в текущем состоянии. Вся система предназначена для того, чтобы сначала исследовать общество во всех отношениях как исходный элемент, а затем, на основании полученных сведений осуществить на него воздействие как на заключительный элемент системы. Таким обра-
|
|
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Рис. 1.9. Схема системно-психологического анализа политической и управленческой информации (для случая интеллектуальной экспансии при адекватной политике).
------ —------- —------ >Направление и последовательность формирования поли-
тической и управленческой информации.
I—VIII — Уровни иерархии элементов системы политического и административного управления.
Функции элементов системы:
I. Методологическая («Формирование научной картины мира»).
II. Планирования («Формирование мировоззрения»).
III. Идеологическая («Формирование образа жизни»).
IV. Информационная («Формирование жизненной позиции»).
V. Воспитательная («Подготовка кадров»).
VI. Административная («Осуществление управления»).
VII. Менеджерская («Привлечение людей к труду»).
VIII. Исполнительная («Реализация государственных планов»).
зом, формируется цель системы и реализуются перечисленные ранее определение системы и допущения D. Меister.
Первым элементом системы являются исследовательские институты, выполняющие методологическую функцию изучения общества. Психолого-политическое состояние общества на каждом историческом отрезке времени может описываться только на основе последних для этого времени теоретических концепций, методологий, теорий. Конкуренция научных школ, недостаточность точных и полных сведений образуют весьма противоречивую научную картину мира, в которой нелегко
|
|
разобраться. Беспристрастность и честность людей, работающих на этом уровне, — обязательное условие, дополнительное к самому высокому уровню образования и воспитания. Целью первого элемента системы является получение объективной информации об объекте управления, без которой любые действия по отношению к нему приведут только к отрицательным последствиям. В основе объективной информации лежат ее достоверность, доказанная научными методами, и полнота, исключающая утрату любой части сведений об объекте.
Второй элемент состоит из прогностических институтов и органов планирования. Множество исследовательских организаций описывают общество по огромному количеству параметров состояния экологии, запасов ресурсов, уровня технологии, демографических характеристик населения, состояния его соматического и психического здоровья, доминирующих настроений, уровня преступности и многого другого. Каждое из направлений может констатировать настоящее состояние объекта по одному параметру, но не может прогнозировать его будущее состояние, зависящее от многих других параметров, так как изменение каждого параметра может существенным образом зависеть от кризисных значений других параметров. Так, состояние здоровья населения может зависеть от состояния озонового слоя атмосферы, а он, в свою очередь, — от технологий в химической промышленности, а та — от состояния экономики и т. п. Поэтому целью второго элемента системы является создание системной информации, в которой представлены все взаимовлияния различных сторон жизни общества. Они позволяют делать общий прогноз развития событий в обществе и планировать действия системы по отношению к объекту управления. Дальновидность и ответственность характерны для специалистов этого уровня, использующих только научную информацию.
Третий элемент системы объединяет идеологические организации, оценивающие, насколько имеющиеся, прогнозируемые и планируемые тенденции развития событий в обществе соответствуют его нравственным и духовным ценностям. Возможности, предоставляемые обществу наукой, образованием, технологией, в равной степени могут как возвысить человека, так и уничтожить его. Разобраться в разнообразии мнений, требований многих религий, партий, наций, классов можно только при условии предоставления информации каждой из них в такой форме, которая допускает проверку, сравнение, оценку высказываемых утверждений. Принципиальность и мужество требуются для выполнения идеологических функций, наиболее опасных в обществе. Целью этого элемента является организованность информации в общепринятой современной форме, регламентированной требованиями к рукописям для издания, научным публикациям. Информация должна иметь преемст-
венность в общеизвестных теориях, использовать общепринятый аппарат доказательств, объединять всю совокупность мировоззренческих взглядов. Во многих случаях люди, причисляющие себя к определенной политической позиции, не могут организовать свои взгляды и поведение в нечто целое, гармоничное, объяснить связь отдельных фактов с общей концепцией жизни, свое собственное поведение. Поддержку такого рода оказывает третий элемент системы.
Четвертый элемент системы выполняет информационные функции, включающие все многообразие средств, начиная от специализированных научных и кончая массовыми. Данные, которые циркулируют в трех предыдущих элементах системы, используют специальную терминологию, обрабатываются на основе узкопрофессиональных методологий, являются дискуссионными среди специалистов. Широкая публика не может, как правило, глубоко оценить существо открытий и противоречий, иногда даже ознакомиться с материалами в силу их служебного характера, малых тиражей издания, особого языка изложения. Сенсационные утечки информации из этих элементов являются или нарушением правил игры, или признаком неспособности специалистов справиться с проблемой. Но представить обществу сведения о состоянии общества, планах и обосновании управления этим состоянием обязательно, потому что членам общества и предстоит выполнять практические действия по управлению им. С этой целью все мыслимые средства информации, включая «сарафанное радио», распространяют достаточную информацию, которая необходима для достижения целей системы. Достаточная означает, вопреки мгновенному представлению читателя, не как можно больше, а как можно меньше — тот абсолютный минимум, без которого адекватные целям системы действия членов общества невозможны.
|
|
Пятый элемент системы носит еще более жестко ориентированный характер. Он выполняет воспитательную функцию, т. е. готовит членов общества к выполнению определенных ролей в интересах системы, принимающей решение. Состояние общества — объекта управления системы, периодически, через некоторое время вынуждает вводить управляющее воздействие для удержания этого состояния в пределах некоторых допустимых значений. Истощаются привычные ресурсы, изменяется структура населения, нарастают экологические проблемы в интенсивно эксплуатируемых областях природы, и старые формы, и содержание жизни общества сами по себе становятся опасными для него. Людей готовят к новым отношениям между собой, к изменениям в окружающей среде, к новым видам деятельности и пр. Но это дается с большим трудом, с преодолением внутренних стереотипов. Этот элемент системы переформулируетисходные сведения в информацию, яс-
|
|
ную для всех членов общества, читабельную, понятную и убедительно дающую новые алгоритмы и стереотипы поведения.
Шестой элемент системы выполняет функцию управления, получив для этого все необходимые научные, прогностические данные, моральные и кадровые обоснования. Для этого элемента характерна административная форма управления в пределах предоставленных прав и обязанностей. Если предыдущие элементы системы допускали отвлеченные, абстрактные, теоретические, морализованные и популистские формы информации при выработке решения, то управленческий элемент должен указывать наиболее существенные признаки действий, рассматривать их в условиях реального времени, места и ситуации. Это означает, что все предыдущее содержание информации преобразуется в форму конкретной информации, позволяющей ее реализовывать в реальном времени и пространстве.
Седьмой элемент выполняет организаторскую функцию, которую не надо отождествлять с административной. Наличие административных распоряжений в пределах предоставленных прав не означает их безусловного исполнения людьми. На этом этапе 'Начинается игра заинтересованных и незаинтересованных сил, естественное сомнение в обществе, боязнь инноваций любого рода. Перемены, вызываемые управляющим воздействием, создают неопределенность для тех, кого они касаются. Они требуют самостоятельности и решительности лиц, создающих моральные, психологические, материальные условия для исполнения юридически обоснованных распоряжений предыдущего уровня. В последние годы такого рода деятельность стала именоваться менеджерской. Она опирается на практичную информацию, оценивающуюся по ее действенности и проявляющуюся в процессе реальной работы.
Наконец, восьмой элемент — начало и конец всей системы принятия политического решения, объект и исследования, и управления. На нем замыкается обратная связь, и он выполняет исполнительскую функцию для всей системы. На этом уровне недопустимо любое искажение информации: изменение состава действий, их порядка, замена одних действий другими. Дисциплинированность и добросовестность исполнения всех предписанных гражданскими и служебными требованиями правил определяют качество функционирования этого элемента. На этом, заключительном уровне системы применяется окончательно сформированная для исполнения необходимая информация, под которой понимаются сведения, без наличия которых невозможно достижение цели системы.
Описанная система предполагает добросовестную политику, которая строится на объективных основаниях, высоких нравственных ценностях и организованной системе политического управления. К сожалению, в политической борьбе, когда осу-
ществляется интеллектуальная экспансия, в ход идут все средства. И тогда современники такой политики наблюдают леденящие кровь сцены братоубийственных войн на экранах телевизоров и, что того хуже, в жизни. Как это происходит?