Системно-психологическая модель анализа управленческой и политической деятельности

Модель «системно-психологического анализа управленче­ской и политической деятельности», созданная нами одновре­менно и независимо от исследований Роденау и Белбина, со­впадает с ними по числу элементов, их функциям, отношени­ям между элементами и психологическими характеристиками каждого элемента и всей системы. Кроме этих неслучайных совпадений, модель выполняет все допущения системы Меister, касающиеся целеполагания, иерархичности, обратной свя­зи, включенности эффекта нижестоящего уровня в вышестоя­щий уровень, получения общего эффекта системы, который каждый отдельный элемент сам по себе дать не может. В та­ком усиленном описании модель может описать и объяснить существо и механизмы интеллектуальной экспансии, хотя на­значение ее более широкое (см. рис. 1.9).

Принимается, что исходным и заключительным элементом системы является общество во всем многообразии его полити­ческих, социальных, экономических, правовых, идеологиче­ских интересов. Целью системы является или перевод обще­ства из одного психолого-политического состояния в другое со­стояние, или стабилизация его в текущем состоянии. Вся си­стема предназначена для того, чтобы сначала исследовать об­щество во всех отношениях как исходный элемент, а затем, на основании полученных сведений осуществить на него воздей­ствие как на заключительный элемент системы. Таким обра-

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 1.9. Схема системно-психологического анализа политической и управ­ленческой информации (для случая интеллектуальной экспансии при адек­ватной политике).

------ —------- —------ >Направление и последовательность формирования поли-­
тической и управленческой информации.

I—VIII — Уровни иерархии элементов системы политического и администра­тивного управления.

Функции элементов системы:

I. Методологическая («Формирование научной картины мира»).

II. Планирования («Формирование мировоззрения»).

III. Идеологическая («Формирование образа жизни»).

IV. Информационная («Формирование жизненной позиции»).

V. Воспитательная («Подготовка кадров»).

VI. Административная («Осуществление управления»).

VII. Менеджерская («Привлечение людей к труду»).

VIII. Исполнительная («Реализация государственных планов»).

зом, формируется цель системы и реализуются перечисленные ранее определение системы и допущения D. Меister.

Первым элементом системы являются исследовательские институты, выполняющие методологическую функцию изуче­ния общества. Психолого-политическое состояние общества на каждом историческом отрезке времени может описываться только на основе последних для этого времени теоретических концепций, методологий, теорий. Конкуренция научных школ, недостаточность точных и полных сведений образуют весьма противоречивую научную картину мира, в которой нелегко

разобраться. Беспристрастность и честность людей, работающих на этом уровне, — обязательное условие, дополнительное к са­мому высокому уровню образования и воспитания. Целью пер­вого элемента системы является получение объективной информации об объекте управления, без которой любые дейст­вия по отношению к нему приведут только к отрицательным по­следствиям. В основе объективной информации лежат ее досто­верность, доказанная научными методами, и полнота, исключаю­щая утрату любой части сведений об объекте.

Второй элемент состоит из прогностических институтов и органов планирования. Множество исследовательских органи­заций описывают общество по огромному количеству парамет­ров состояния экологии, запасов ресурсов, уровня технологии, демографических характеристик населения, состояния его со­матического и психического здоровья, доминирующих настрое­ний, уровня преступности и многого другого. Каждое из на­правлений может констатировать настоящее состояние объек­та по одному параметру, но не может прогнозировать его бу­дущее состояние, зависящее от многих других параметров, так как изменение каждого параметра может существенным обра­зом зависеть от кризисных значений других параметров. Так, состояние здоровья населения может зависеть от состояния озонового слоя атмосферы, а он, в свою очередь, — от техно­логий в химической промышленности, а та — от состояния эко­номики и т. п. Поэтому целью второго элемента системы явля­ется создание системной информации, в которой пред­ставлены все взаимовлияния различных сторон жизни обще­ства. Они позволяют делать общий прогноз развития событий в обществе и планировать действия системы по отношению к объекту управления. Дальновидность и ответственность харак­терны для специалистов этого уровня, использующих только научную информацию.

Третий элемент системы объединяет идеологические органи­зации, оценивающие, насколько имеющиеся, прогнозируемые и планируемые тенденции развития событий в обществе соответ­ствуют его нравственным и духовным ценностям. Возможно­сти, предоставляемые обществу наукой, образованием, техно­логией, в равной степени могут как возвысить человека, так и уничтожить его. Разобраться в разнообразии мнений, требова­ний многих религий, партий, наций, классов можно только при условии предоставления информации каждой из них в такой форме, которая допускает проверку, сравнение, оценку выска­зываемых утверждений. Принципиальность и мужество требу­ются для выполнения идеологических функций, наиболее опас­ных в обществе. Целью этого элемента является организо­ванность информации в общепринятой современной форме, регламентированной требованиями к рукописям для издания, научным публикациям. Информация должна иметь преемст-

венность в общеизвестных теориях, использовать общеприня­тый аппарат доказательств, объединять всю совокупность ми­ровоззренческих взглядов. Во многих случаях люди, причис­ляющие себя к определенной политической позиции, не могут организовать свои взгляды и поведение в нечто целое, гармо­ничное, объяснить связь отдельных фактов с общей концепци­ей жизни, свое собственное поведение. Поддержку такого ро­да оказывает третий элемент системы.

Четвертый элемент системы выполняет информационные функции, включающие все многообразие средств, начиная от специализированных научных и кончая массовыми. Данные, которые циркулируют в трех предыдущих элементах системы, используют специальную терминологию, обрабатываются на основе узкопрофессиональных методологий, являются дискус­сионными среди специалистов. Широкая публика не может, как правило, глубоко оценить существо открытий и противо­речий, иногда даже ознакомиться с материалами в силу их служебного характера, малых тиражей издания, особого язы­ка изложения. Сенсационные утечки информации из этих эле­ментов являются или нарушением правил игры, или призна­ком неспособности специалистов справиться с проблемой. Но представить обществу сведения о состоянии общества, планах и обосновании управления этим состоянием обязательно, по­тому что членам общества и предстоит выполнять практиче­ские действия по управлению им. С этой целью все мыслимые средства информации, включая «сарафанное радио», распро­страняют достаточную информацию, которая необходима для достижения целей системы. Достаточная означает, вопре­ки мгновенному представлению читателя, не как можно боль­ше, а как можно меньше — тот абсолютный минимум, без которого адекватные целям системы действия членов общества невозможны.

Пятый элемент системы носит еще более жестко ориенти­рованный характер. Он выполняет воспитательную функцию, т. е. готовит членов общества к выполнению определенных ро­лей в интересах системы, принимающей решение. Состояние общества — объекта управления системы, периодически, через некоторое время вынуждает вводить управляющее воздействие для удержания этого состояния в пределах некоторых допусти­мых значений. Истощаются привычные ресурсы, изменяется структура населения, нарастают экологические проблемы в интенсивно эксплуатируемых областях природы, и старые формы, и содержание жизни общества сами по себе становят­ся опасными для него. Людей готовят к новым отношениям между собой, к изменениям в окружающей среде, к новым видам деятельности и пр. Но это дается с большим трудом, с преодолением внутренних стереотипов. Этот элемент систе­мы переформулируетисходные сведения в информацию, яс-

ную для всех членов общества, читабельную, понятную и убе­дительно дающую новые алгоритмы и стереотипы поведения.

Шестой элемент системы выполняет функцию управления, получив для этого все необходимые научные, прогностические данные, моральные и кадровые обоснования. Для этого эле­мента характерна административная форма управления в пре­делах предоставленных прав и обязанностей. Если предыду­щие элементы системы допускали отвлеченные, абстрактные, теоретические, морализованные и популистские формы инфор­мации при выработке решения, то управленческий элемент должен указывать наиболее существенные признаки действий, рассматривать их в условиях реального времени, места и си­туации. Это означает, что все предыдущее содержание инфор­мации преобразуется в форму конкретной информации, позволяющей ее реализовывать в реальном времени и прост­ранстве.

Седьмой элемент выполняет организаторскую функцию, ко­торую не надо отождествлять с административной. Наличие административных распоряжений в пределах предоставленных прав не означает их безусловного исполнения людьми. На этом этапе 'Начинается игра заинтересованных и незаинтересо­ванных сил, естественное сомнение в обществе, боязнь иннова­ций любого рода. Перемены, вызываемые управляющим воз­действием, создают неопределенность для тех, кого они каса­ются. Они требуют самостоятельности и решительности лиц, создающих моральные, психологические, материальные усло­вия для исполнения юридически обоснованных распоряжений предыдущего уровня. В последние годы такого рода деятель­ность стала именоваться менеджерской. Она опирается на практичную информацию, оценивающуюся по ее дейст­венности и проявляющуюся в процессе реальной работы.

Наконец, восьмой элемент — начало и конец всей системы принятия политического решения, объект и исследования, и управления. На нем замыкается обратная связь, и он выпол­няет исполнительскую функцию для всей системы. На этом уровне недопустимо любое искажение информации: изменение состава действий, их порядка, замена одних действий дру­гими. Дисциплинированность и добросовестность исполнения всех предписанных гражданскими и служебными требовани­ями правил определяют качество функционирования этого элемента. На этом, заключительном уровне системы применяет­ся окончательно сформированная для исполнения необхо­димая информация, под которой понимаются сведения, без наличия которых невозможно достижение цели системы.

Описанная система предполагает добросовестную политику, которая строится на объективных основаниях, высоких нрав­ственных ценностях и организованной системе политического управления. К сожалению, в политической борьбе, когда осу-

ществляется интеллектуальная экспансия, в ход идут все сред­ства. И тогда современники такой политики наблюдают леде­нящие кровь сцены братоубийственных войн на экранах теле­визоров и, что того хуже, в жизни. Как это происходит?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: