Сочетание понятий «интеллект» и «экспансия» может показаться неправомерным как явлений несовместимых, как высокого и агрессивного. Но на самом деле все и лучшее, и худшее в политике обязано сочетанию именно этих феноменов. Со времен Торндайка интеллектуальный акт понимается как решение проблемы, которое достигается не созерцанием, а активными действиями человека, позволяющими установить наиболее выгодную координацию со средой. Интеллект имеет ассоциативную природу, благодаря которой устанавливается связь, по одной версии, между идеями и движениями, а по другой — между движениями и ситуациями. По моему мнению, у человека существует не две, а шесть ситуаций координации. Первая связь — внешняя идея и внешнее движение, вторая — внешняя идея и идея собственная, третья — идея внешняя и движение собственное, четвертая — движение внешнее и идея собственная, пятая — движение внешнее и движение собственное, шестая — идея собственная и движение собственное. Эти ассоциации находятся в основе законов научения бихевиоризма: упражнения (реакция связывается с ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей), эффекта (из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию более прочной оказывается та из них, которая сопровождалась чувством удовлетворения), ассоциативного сдвига (при одновременном воздействии двух раздражителей один из них вызывает реакцию, другой тоже приобретает способность вызывать ту же реакцию). При несомненном величии человеческого интеллекта он является поведением, направленным на решение
|
|
проблемы путем отбора движений, оказавшихся удачными. Несомненно, он находится в прямой связи с творчеством как преодолением привычек, выработкой нового взгляда на вещи, интуицией. Такое понимание интеллектуального поведения не мешает применять его для описания проблем политического поведения.
Экспансия же в данном случае не более, чем распространение какой-либо политической идеи — решения проблемы экономического, правового, военного характера за счет активных действий, а не созерцания, что совладает с определением интеллекта. Исторически под экспансией понимали проникновение завоевателей на чужую территорию, товаров — на новые рынки сбыта, и это определило агрессивную окраску термина «расширение». Но помимо материальной среды, на которую возможно распространение влияния, существует и информационная среда, территория, собственность, на которую аналогичным образом покушаются носители новых решений специфических проблем организации власти. Таким образом, интеллектуальная экспансия находится в одном ряду с другими влияниями, захватывающими чужую территорию, которой в этом специфическом случае является сознание человека.
|
|
Психологический механизм, который позволяет осуществить интеллектуальную экспансию, представлен системой В. А. Ганзена в параграфе 1.6. Основными элементами, обеспечивающими функционирование сознания в этой схеме, являются внимание и память. Как и сознание, внимание и память относятся к исключительно сложным, до сегодняшнего дня не постигнутым вполне, психическим процессам. Несколько лет назад на Всесоюзном съезде психологов в Москве мне пришлось услышать выступление старейшего по тем временам исследователя внимания П. Я. Гальперина. Он сказал, что в начале своего творческого пути он понимал внимание лучше, чем в конце. Это, конечно, было данью сложности проблемы внимания в человекознании, сравнимой со сложностью проблемы плазмы в физике. Изучаемое явление и там, и там очень трудно создать, еще труднее удержать и еще труднее полезно использовать.
Внимание, через которое осуществляется интеллектуальная экспансия, известно в отечественной психологии последних лет по определению Н. Ф. Добрынина — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость. Внимание в прикладных интересах понимания того, как его используют для экспансии, можно условно дифференцировать по системе В. А. Ганзена на «каналы внимания» — эмоциональный, перцептивный, волевой и мыслительный. Для этого воспользуюсь материалами из книги П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой «Экспериментальное формирование внимания» (М., 1974).
Названия каналов условные, соответствующие характеру их эксплуатации в политической пропаганде.
— Эмоциональный канал внимания описывается в исследо-
ваниях Т. Брауна, Дж. Милля, Д. Хартли, А. Бэна, по мне-
нию которых явления внимания — результат эмоций. Внима-
ние привлекает всегда то, что вызывает интерес, а интерес —
это эмоция. Она сообщает объекту восприятия или представле
ния дополнительную интенсивность, а с ней ясность, отчетли-
вость и устойчивость в смене ассоциаций. Ранее мною уже
приводились примеры такого рода из политической жизни.
— Волевой канал внимания изучался Т. Рибо, Г. Лотце,
Н. Н. Ланге, которые рассматривали его как результат двига-
тельного приспособления, которое «моментально» улучшает вос-
приятие предмета или умственное рассмотрение идеи. Счита-
лось, что каждое ощущение или идея связаны с каким-нибудь
движением и, воспроизводя это движение, человек сообщает
ощущению или идее дополнительную интенсивность.
-Перцептивный канал внимания описан в исследованиях В. Гамильтона и И. Гербарта. Внимание рассматривается в них как результат ограничения объема сознания за счет того, что «сильные» представления вытесняют более слабые. Сила представлений определяется сложением интенсивности внешнего раздражителя и активности той части прошлого опыта, которая присоединяется к нему по ассоциации.
-Мыслительный канал внимания рассматривался И. Кантом, Г. Лейбницем, В. Вундтом, У. Джеймсом, которые понимали внимание как проявление апперцепции, первичной духовной способности, внутренней воли. Они считали, что внимание носит активный характер и необъяснимо как нечто первичное, сверхприродное.
Неразрывно с вниманием экспансия эксплуатирует процессы памяти. Обыкновенно памятью называют запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. Память аналогично вниманию можно дифференцировать по пропагандистским способам ее «заполнения» нужной информацией. (Используются материалы из работы Т. П. Зинченко «Методы исследования и практические занятия по психологии памяти». Л., 1974 г.). Названия условные.
|
|
— Эмоциональная память базируется на том, что события,
связанные с приятными переживаниями, лучше сохраняются
в памяти, чем события, связанные с неприятными переживании-
ями, а последние лучше, чем нейтральные. Описание этой па-
мяти сделали Колграв, Титченер, Ковалевский.
Волевая память объясняется приобретением различных
двигательных и речевых навыков за счет влияния повторения
на успешность запоминания. При этом исключается целена-
правленность поведения человека, его произвольность. Запоми-
вание сводится к схеме S—R, которая вырабатывает жестко
запоминающийся навык поведения. Среди закономерностей этого вида памяти наиболее известен «эффект Зейгарник», согласно которому прерванные задачи лучше сохраняются в памяти, чем задачи завершенные.
— Перцептивная память в качестве объяснительного принципа рассматривает ассоциативную связь, которая образуется, в сознании, если предъявляемые человеку объекты для запоминания следуют одновременно или непосредственно друг за другом. Повторное появление одного из объектов немедленно приводит к воспоминанию и другого, смежного с ним при запоминании по сходству и по контрасту. По закону Йоста из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше актуализируется старая ассоциация. Это направление было разработано Г. Эббингаузом, Г. Мюллером.
— Мыслительная память функционирует по закону целостности, которая не сводится к сумме элементов, а опирается на структурность, организацию запоминаемого материала. Характер такой памяти описывается законами прегнантности (хорошая форма запоминается лучше), подобия (сходные объекты запоминаются лучше, чем разнородные), близости (близость частей объекта способствует запоминанию группами, а не единичными элементами), завершенности (законченные пространства более устойчивы в памяти, чем незавершенные), достаточной непрерывности (например, прямая линия кажется продолжающейся, часть круга запоминается как круг). Это направление исследований памяти разработано В. Келером, Л. Кофкой, К. Левиным, а те, кто разрабатывал применение их. достижений для целей политики, остались неизвестны.
|
|
При всем уважении к индивидуальности человека, его самостоятельности, его сознание все же достаточно уязвимо, если используется технология интеллектуальной экспансии, учитывающая законы внимания и памяти. Психологический механизм памяти и внимания совершенен, как по-своему совершенна математика, но правильность обработки информации зависит от качества информации, предоставленной для внимания, запоминания, обработки. Проверить качество информации ни математика, ни внимание и память человека не могут. В этой их беспомощности образуется возможность для изменения политического сознания методами интеллектуальной экспансии.
Многовековой опыт распространения информации может быть оценен скорее положительно, чем отрицательно. Критерием этого является сам факт существования человечества и его непрерывного развития, в том числе и политического. Без интеллектуальной экспансии никакие достижения науки, техники, образования, культуры были бы невозможны. Педагогика, просвещение легально и открыто применяют психологические-
исследования внимания и памяти и для их собственного развития, и для передачи все новых и новых достижений. Законы внимания и памяти в благих целях изучались и применялись во все времена Я. А. Коменским, И. Ф. Дистервегом, К. Д.Ушинским, И. Ф. Гербартом, И. Г. Песталоцци и др. Но никто из них ни по незнанию, ни по злому умыслу не продуцировал фальсификации, дезинформации, дезориентации, дезинтеграции и пр. Они предлагали объективную, системную, организованную, достаточную, ясную, конкретную, практичную и необходимую информацию. То же самое должно происходить в адекватной политике. Цели выдающихся исследователей интеллектуальной экспансии в педагогике, науке, промышленности и были противоположными тому, что было сказано в этом параграфе относительно интеллектуальной экспансии в неадекватной политике. Но, к сожалению, в своих интересах та или иная политическая группировка использует принцип «цель оправдывает средства» и беззастенчиво «засыпает» в психические процессы, имеющие иное высокое предназначение, негодную информацию, полностью или частично дезориентируя человека в жизни. На совести такого рода «экспансионистов» национальные, социальные, экономические конфликты и войны. Из-за незащищенности внимания и памяти человека от качества информации политика может приобретать черты явления то божественного, то сатанинского.