Процедура принятия политического решения довольно часто представляется спонтанной, а самое решение — случайным. Такие подозрения исторически сформировались у многих людей из-за разоблачений власти в волюнтаризме, вождизме, произволе, диктате, подкупе и пр. Не исключено, что иногда и сами авторы политических решений самоуверенно считали, что это их волевые действия определяют политическое поведение масс. Даже если кто-то из политических деятелей и думал так, то ошибался.
В явной осознанной форме или неявной, интуитивной все лица, принимающие решения, следуют естественному психологическому алгоритму и последовательности действий. Специалистам по эргономике и инженерной психологии, участвующим в проектировании сложных информационно-технических систем, достоверно известны закономерности принятия решения человеком. На русском языке известны, например, работы М. де Монмолена (47), Д. Мейстера (50), Б. Ф. Ломова (46), А. А. Крылова (33), Г. В. Суходольского (74) и др. Это отдельная, огромная, строго разработанная область знания, которая весьма полезна для политической психологии и которая оказала влияние на эту книгу.
|
|
Программа получения человеком информации, ее обработки, принятия решения и его реализации так же естественна, неизменна, как, например, прием пищи. И в том, и другом случае имеют место произвольные нарушения естественных закономерностей, но это приводит к заболеваниям пищеварительной системы или даже смерти. В процессе принятия политических решений тоже можно искусственно нарушить естественные психологические правила преобразования информации, но это приводит к «заболеваниям» политических систем или, что случается, к их гибели.
В психологии известны и разрабатываются новые модели процесса управления техническим и социально-психологическими объектами. Для исследования интеллектуальной экспансии нами на кафедре политической психологии используется модель «Системно-психологического анализа управленческой и политической информации», базирующаяся на опыте проектирования и эксплуатации сложных технических информационных систем. Кроме этого, выполняются параллельные исследования такого рода проблем в центрах, профессионально осуществляющих интеллектуальную экспансию.
Модель должна: 1) содержать точно определенное количество элементов, существенно влияющих на содержание и процесс принятия решения, 2) указывать все необходимые и возможные отношения между элементами модели, влияющими на решение, 3) описывать функции всех элементов и всей модели, для исполнения которых она существует, 4) иметь естественный механизм взаимодействия внутри системы и с объектом управления.
|
|
Если считать, что политическое решение принимается в системе, то описывать ее необходимо так строго, как позволяют нам знания о ней. Под системой же понимается такая организация, в которой отдельные элементы работают вместе, чтобы получить выходной эффект, который отдельный элемент сам по себе дать не может (D. Меister. А. systematic approach to hyman factors measurement. San Diego (California), 1978). Система, по мнению Меister, должна отвечать следующим допущениям:
— система имеет иерархическую организацию, т. е. систе-
ма более низкого порядка встроена в систему более высокого
порядка, и выходной эффект системы более низкого порядка
воспринимается системой более высокого порядка и преобра-
зуется в процесс;
— система целенаправленна, потому что в ней задейство-
ван человек и она является искусственно им созданной. Цель
является отправной точкой для разработки системы, цель
определяет деятельность участников системы, цель позволяет
судить, правильно ли работает система;
— каждый элемент системы подчиняется общей цели;
— каждый элемент системы оказывает влияние на все дру-
гие элементы системы;
— выходные эффекты отдельных элементов преобразуются
в выходной эффект системы;
— измерение, оценка, обратная связь являются неотъемле-
мыми элементами системы.
Примером системы управления психолого-политическим состоянием геостратегического объекта может служить информация Джеймса Роденау, содержащаяся в книге «Националь-
ное руководство и внешняя политика». По его указанию элементами такой системы являются (см. рис. 1.8):
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Рис. 1.8. Пример цикла интеллектуальной экспансии при адекватной полигике в системах политической и управленческой деятельности по Д. Роде-
нау и М. Белбину.
----------------------- >Направление цикла формирования политической и управ-
ленческой информации.
1 — 8 — Элементы, функции и уровни формирования политики системы по
Д. Роденау (пояснения в схеме и тексте).
А — 3 — Функции элементов, формирующих управление в схеме М. Белби-
на (пояснения ниже и в тексте).
А — Педантичная упорядоченность проекта («Доводчик»).
Б — Создание реального проекта («Оформитель решений»).
В — Бесстрастный анализ проекта («Советник, судья»).
Г — Радикальный подход («Новичок со свежим взглядом»).
Д — Осуществление коммуникаций («Душа группы»).
Е — Принятие решения («Председатель»).
Ж — Связь с реальным миром («Разведчик ресурсов»).
3 — Выполнение проекта («Практик-организатор»).
1) чиновники внешнеполитических служб, оценивающие об-
становку за рубежом;
2) чиновники, начинающие разработку альтернатив для
соответствующих действий;
3) высшие правительственные деятели, советующие вы-
брать тот или иной курс действий;
4) неправительственные ведущие группы, накладывающие
вето или поддерживающие те или иные альтернативы,
5) широкая публика, ограничивающая число приемлемых,
альтернатив;
6) высшие представители исполнительной власти, решаю-
щие, какая альтернатива должна быть принята;
7) члены законодательной власти, модифицирующие вы-
бранную альтернативу;
8) служащие на местах, осуществляющие альтернативу,
остающуюся в конце процесса формирования политики.
Последовательность и порядок взаимодействия между элементами этой системы очевидны, и мы выстроили сами этот порядок. Количество элементов системы формирования политики, их функции и отношения показывают, что воздействие на общество осуществляется после многосторонней, многократной, последовательной трансформации информации о нем в информацию о действиях в отношении него. Ничего не предусмотренного, случайного в подготовке политических решений во внешней политике США не бывает.
|
|
Другим примером управления социальным объектом среднего масштаба может служить модель, разработанная М. Белбиным в лаборатории исследования проблем обучения в промышленности (Кембридж). Его десятилетний труд называется «Руководящие коллективы: почему они добиваются успеха, почему терпят неудачи». По одному из отзывов эта модель представляет собой наиболее важный за все последнее десятилетие вклад в наше понимание того, как именно действуют коллективы людей и как заставить их действовать эффективнее. Модель Белбина была внедрена крупнейшей торговой фирмой «Маркс энд Спенсер» сочень большим успехом (80) (см. рис. 1.8).
Модель Белбина называется матричной организацией программно-целевой группы. Нас интересует то, что Белбиным за семь лет было выполнено исследование «анатомии коллектива» и изучено распределение ролей в нем. Действия по управлению социальным объектом подготавливаются не единолично, а командой, состоящей из:
А. «Доводчика», педантичного, взыскательного, любящего порядок и одержимого правильностью происходящего.
Б. «Оформителя решений», объединяющего цели, идеи и практические соображения в единый реальный проект.
3. «Советника (судьи)», занимающегося взвешенным анализом концепций, не позволяющего коллективу увлечь себя неразумным планом и выполняющего роль критика, а не творца.
В. «Новичка со свежим взглядом», поставляющего группе оригинальные идеи, мысли, предложения. Он привносит с собой радикальный подход к разрешению проблем и самое развитое воображение.
Г. «Души группы», симпатичного, приятного в общении, популярного, избегающего конфликтов, успокаивающего других и осуществляющего коммуникации.
Д. «Председателя», слушающего, обобщающего, формулирующего заключение, принимающего решение и комбинирующего человеческие ресурсы группы, имеющего упорядоченный подход к делу и к людям, основанный на самодисциплине.
Е. «Разведчика ресурсов», быстро узнающего обо всем новом, легко разрешающего возникающие трудности, раскованного, общительного, вызывающего к себе расположение.
|
|
Ж. «Практика-организатора», придающего планам реальную, выполнимую форму, преследующего достижение целей в логически рациональной последовательности, организующего практическое выполнение задания.
В этой системе аналогичным образом присутствуют восемь элементов, выполняющих те же самые функции, что и на уровне команды, принимающей политические решения. Так же, как и в случае Роденау, у Белбина легко просматриваются принцип и последовательность взаимодействия элементов системы. Принципиальных различий между системой массового масштаба Роденау и масштаба системы Белбина, как показывает сравнение, нет.