Сказанное, однако, не означает, что во всех случаях возможен революционный передел жизненного пространства. Психологическая сила, необходимая для поддержки парламентской деятельности, требует сокращения психологического расстояния между напряжением потребности и целевым валентным объектом. Такие условия, видимо, создаются за счет исторических факторов: например, экономического отставания, изменения ролевых отношений и пр. Те, кому принадлежит целевой объект, удаляются от него, те же, кто на него претендуют, приближаются к нему. Но только при наличии достаточной потенции, означающей личную значимость целевого объекта, появляется та действующая сила, которая приводит к резкому расширению жизненного пространства субъекта.
Притягательная сила перераспределения пространства, таким образом, имеет происхождение в глубинных психологических механизмах, где базовой категорией является напряжение потребности. В работе James Chowning Davies «Human and Stages of Political Development» (С. 169) приводится модифицированная для задач политической психологии схема приоритета потребностей человека и средств их удовлетворения (см. рис. 2.5).
|
|
Субстантивные потребности
1. Физические:
Пища, одежда, кров, здоровье
(если возможно, их разделяют с
другими людьми, ими наслажда-
ются; но в любом случае, в них
нуждаются, их предпочитают все
му остальному в экстремальных
ситуациях, невзирая на личные
привязанности)
2. Привязанность (любовь):
Привязанность к другим (если
возможно, взаимность, равенство,
ответные чувства от других. Но в
любом случае — привязанность
почти любой ценой)
3. Самоуважение:
Достоинство, значимость, признание (идентичность как с другими, так и отдельно от других — индивидуальность: становление отдельного, признанного существа как члена общества — как в малых, так и в больших группах).
4. Самоактуализация:
Эти «не самые существенные» вещи характерны для случаев особой одаренности (разделяются с другими, признаются другими, если возможно; но реализуются в тех случаях, когда наиболее существенные потребности могут совершенно легко и регулярно удовлетворяться)
Рис. 2.5. Приоритеты потребностей и средства их удовлетворения (по James Chowning Davies, 1977)
Очевидно, что основой этой модификации является классификация мотивов по А. Маslow с сохранением принципа их иерархичности. В схему введены инструментальные потребности в виде власти, знаний и безопасности. Авторитет А. Маslow исключительно высок, его концепция гуманистической психологии оказывает влияние и на политическую психологию.
СУБЪЕКТ (Р) ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
|
|
Для отечественной политической психологии одним из главных на данном этапе является вопрос о том, существуют ли
какие-либо национальные, географические, региональные, культурные отличия субъекта российского жизненного пространства от европейского и другого? Условия жизнедеятельности на территории России невыгодно отличаются от аналогичных условий любой промышленно развитой страны. Россия, в отличие от Европы и Америки, не защищена горами от северных ветров, до нее не доходит тепло Гольфстрима. На этой территории— суровые, долгие зимы, затяжная осень, весна с бурным таянием снегов, лето с очень коротким вегетационным.циклом. Отрицательная изотерма января проходит по Висле, отрезая климатически благополучную Западную Европу от природно неблагополучной Восточной Европы. Есть предположение, что в этой географически дискомфортной среде у населения, независимо от национальности, сложилась своеобразная психология, адаптированная к условиям существования. Особенности быта, где до 60% энергоносителей приходится расходовать на поддержание приемлемого теплового режима в жилищах, половину дохода граждан тратить на теплую одежду, обувь, растрачивать львиную долю рабочего времени на создание более или менее сносных условий для производства, — возможно, действительно сформировали специфическую по отношению к европейской российскую психологию.
Эта точка зрения одними поддерживается, другими отвергается. Например, И. В. Киреевский (1806—1856) считал, что западная цивилизация—законный наследник Древнего Рима, от которого она унаследовала индивидуализм и рационализм. Поэтому силы эгоизма преобладают на Западе над силами солидарности. На Западе, по его мнению, господствует культ личной собственности и личных прав в ущерб сознанию обязанностей. А Русь, как пишет И. В. Киреевский, приняла христианство из Византии, сохранившей первоначальную чистоту веры. В противоположность западному индивидуализму, на Руси господствовало братство и смирение, получившее свое реальное воплощение в крестьянской общине и в культе гостеприимства (39. С. 61). Это одна из точек зрения на проблему, которая имела всегда решающее значение для выбора пути развития России. Есть точки зрения противоположные, но решения нет еще и потому, что обсуждение специфичности российской психологии после 1917 г. было административными методами прекращено. Во всяком случае, проблема специфичности отечественной психологии остается предметом для дискуссий и позволяет предположить несколько иную картину потребностей, нежели приведенная на рис. 2.5 (см. также табл. 2.1).
Первое предположение касается вертикального принципа иерархичности. Возможно, для многих отраслей психологии он приемлем, но для политической психологии — едва ли. Политика— столь иррациональное явление, что обычные житейские
Таблица 2.1. Классификация психологических потребностей, определяющих