Психологическое расстояние между субъектом политики и его целями сокращают или увеличивают объективные обстоятельства или субъективные причины. Объективные обстоятельства выражаются в предельном уменьшении всех или некоторых форм жизненного пространства и удалении субъекта от его
Рис. 2.6. Схема соотношения форм жизненного пространства (G) и связанных с ними психических состояний (t), продуцирующих валентность Vа(0)
его перераспределения.
целей, которое напоминает явление опасной компрессии. (Лишение физического пространства в виде земли и жилища, правового— в виде недоступности справедливого суда, экономического — в виде полной утраты покупательной способности, идеологического— в виде обязанности подчиняться силой навязанной религии.)
Субъективные причины были изложены в первой части, смысл их состоит в том, что революция — это не просто круговое движение, полностью завершенный цикл, который приводит к смене одного образа правления другим. Альбер Камю пишет, что революция означает включение идеи в исторический опыт, она представляет собой попытку смоделировать действие согласно идее, с тем, чтобы формировать мир по теории. Если простой бунт убивает только людей, то революция уничтожает одновременно людей и принципы (29. С. 199—200).
|
|
Внешняя оболочка жизненного пространства человека держится только на принципах человеческого общежития. Стоит начать искать им замену, как психологическое расстояние (Ерg) резко сокращается, вплоть до полного исчезновения. А. Камю сравнивает бунт гладиаторов Спартака с Великой Французской революцией. У Спартака не было принципов, кроме элементарного обещания дать рабам «равные права». В решающий момент, уже вблизи Рима, войско рабов останавливается и начинает откатываться назад, словно отступая перед принципами богов, их установлениями, их городом. Что можно поставить взамен разрушенного Рима? Рабы не только не смогли расширить свое жизненное пространство во всем его разнообразии, но утратили минимально необходимое физическое пространство. Принципы сковывают чужую оболочку, и разорвать ее можно только новыми принципами.
А. Камю пишет также, что идеи Руссо воплощены в истории Сен-Жюстом. Он показал, что именно философы убивают короля, когда воскликнул: «Определить принцип, в силу которого осужденный, вероятно, вскоре умрет, значит, определить принцип, по которому живет общество, которое его судит». Король должен умереть во имя общественного договора. Дантон говорит: «Мы не хотим судить короля — мы хотим его убить» (29. С. 205—220). В день упразднения королевской власти (22 сентября 1792 г.) Конвент возвестил с трибуны, что он является «собранием философов, занятым приготовлением счастья всему миру». Ничто не предвещало постановки вопроса о власти короля, он возник как бы спонтанно. Собрание уже закрывалось, когда Колло де Эрбуа вдруг заявил, что существует еще одна потребность, которую нельзя отложить на завтра, которую нельзя отложить даже до сегодняшнего вечера, которую нельзя отсрочить ни на одно мгновение, не изменив желаниям нации: это — уничтожение королевской власти (55. С. 328). Когда декрет был вотирован, по свидетельству очевидцев, крики радости наполнили зал, и все руки остались поднятыми к небу, как будто в благодарность ему за то, что оно освободило Францию от величайшего бича, когда-либо опустошавшего землю.
|
|
На самом же деле философия монархии Людовика XVI гарантировала старое распределение жизненного пространства и вступала в противоречие с философией его перераспределения. Подлинная революция, уже совершавшаяся на уровне экономики, завершается на уровне философии, что знаменует сумерки богов. А. Камю считает, что у Бриссо были основания заявить: «Самый крепкий монумент нашей революции — это философия» (29. С. 210). Философия и философы сокращают психологическое расстояние между субъектом политики и целевым объектом.