Какие этапы можно условно выделить в современной научной деятельности?

Относительно завершенное и целенаправленное научное исследование включает ряд этапов, которые формально мо­гут быть описаны в следующей последовательности:

1. Возникновение проблемы. При этом источники проб­лем могут иметь как эмпирический, так и теоретический характер.

2. Выдвижение гипотез и обозначение конкретной области исследования для получения новых фактов. Выделение и фиксирование объекта и предмета исследования, поста­новка целей и формулирование задач исследования.

• Гипотезы - это предположения о возможных результатах, которые будут получены в ходе исследования. Гипотезы могут иметь теоретический (объяснительный) и эмпири­ческий характер.

• Объект исследования - это существующий объективно, имею-щий бесконечное количество свойств, связей, отно­шений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.

• Предмет исследования - четко определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предпола­гается исследовать.

• Цели исследования - то, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных резуль­татов исследования.

• Задачи исследования - формулировка того, как, какими способами могут быть получены (или были получены) на­меченные результаты.

3. Планирование исследования и выбор конкретных мето­дов.

4. Реализация исследования.

5. Обработка полученных результатов: качественная и ко­личественная (статистическая).

6. Интерпретация и обобщение полученных результатов: опровержение или подтверждение гипотез; формулиро­вание законов и зависимостей; построение научных тео­рий.

Следует отметить, что реализация исследовательской де­ятельности может отличаться от формальной последователь­ности описания её этапов. При этом, как правило, сохраня­ются следующие закономерные этапы функциональной ор­ганизации научного исследования:

• Выдвижение проверяемой гипотезы: а) в рамках имею­щейся научной теории; б) выходящей за рамки имеющихся научных теорий.

• Сбор и анализ теоретических обоснований и опроверже­ний выдвинутой гипотезы.

• Сбор данных с целью эмпирического подтверждения или опровержения гипотезы:

а) поиск и использование имею­щихся эмпирических данных;

б) организация деятельно­сти, направленной на получение новых эмпирических данных.

• Подтверждение выдвинутой гипотезы дает основания:

а) к подтверждению уже имеющейся научной теории;

б) к формулировке новой научной теории.

• Опровержение выдвинутой гипотезы дает основания:

а) к опровержению научной теории, в рамках которой формулировалась гипотеза;

б) к опровержению гипотезы и к принятию или выдвижению других альтернативных гипотез.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: