Язык современной науки: знаково-символические средства в науке

Современная наука немыслима без использования все­возможных знаков и символов, которые позволяют фикси­ровать и транслировать знания, получаемые в научной дея­тельности. При этом способы использования знаково-символических средств в научном познании становятся все более сложными и не всегда носят осознаваемый и рефлек­сивный характер.

Проблема интерпретации обмена сообщениями между людьми в психологии и в теории информационных процессов

Какие основные функции выполняют языковые и другие знаково-символические средства в жизнедеятельности людей?

После рождения, включаясь в широкий спектр социаль­ных взаимодействий, каждый человек овладевает множест­вом способов функционального использования знаково-символических средств для решения самых разнообраз­ных задач. К основным функциям знаково-символических средств, которые наиболее часто указываются в семиотике, лингвистике, а также и в психологической литературе, обоб­щенно могут быть отнесены:

• функции указания на предметы и явления и функции за­мещения предметов и явлений;

• коммуникативные функции, которые включают:

а) инфор­мационный аспект - обмен значениями и смыслами, а так­же присвоение и выработку новых значений;

б) регулятив­ный аспект - организацию и регуляцию поведения других людей и совместной деятельности в процессе общения;

• познавательные функции:

а) фиксация значений - сохра­нение и передача общественно-исторического опыта;

б) средство организации мышления - оперирование пред

ставлениями объектов и предметов и их преобразование во внутреннем плане сознания; в) построение «второй реаль­ности», «образа мира» - системы моделей, позволяющих ориентироваться в окружающем мире;

• функция самоорганизации и самоконтроля - средство ор­ганиза-ции рефлексивного управления своим поведением и психическими процессами (Лурия, 1979; Салмина, 1988).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: