В течение индивидуальной жизни каждый человек необходимо вынужден овладевать разными знаково-символическими системами. Это значит, что субъект овладевает способами использования знаково-символических средств, которые обеспечивают решение разнообразных задач и организацию выполнения различных действий. Такие способы использования знаков и символов в психологии фиксируются термином «знаково-символические (семиотические) действия» (Салмина, 1988; Глотова, 1990).
• Указание (индексация) - единичные знаково-символические средства используются в присутствии объекта действия (обозначаемого) с целью его выделения, фиксирования.
• Замещение - единичные знаково-символические средства используются в отсутствии предмета действия (обозначаемого) для замещения ситуаций, объектов, действий без раскрытия их содержания.
• Кодирование-декодирование - в отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-симво-лические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание.
|
|
• Схематизация - операции и действия, обеспечивающие установление иерархической категоризации различных понятий, формирование схем мышления, на основе которых осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей.
• Моделирование - знаково-символические средства становятся объектом действий, в результате которых субъект
получает новые знания о замещаемом содержании. Модели могут быть:
а) материально-предметными (например, уменьшенные материальные копии каких-либо объектов);
б) буквенно-цифровыми (например, логико-математические расчеты на основе формализованных физических законов);
в) пространственно-графическими (например, пространственно-структурные формулы молекул химических соединений, а также их преобразований).
Проблемы, связанные с овладением научными знаниями