Знаки и символы характеризуются системой отношений, которые часто называют «знаковой ситуацией». Среди таких отношений чаще всего указываются (Салмина, 1988; Чертов, 1993):
• наличие материальной формы знака (звук, изображение, жест), что обеспечивает возможность для его зрительного или слухового восприятия;
• наличие обозначаемого содержания, которое складывается из двух компонентов:
- предметной отнесенности - того, что словом обозначается и замещается: объекты, процессы и предметы, их свойства, признаки, связи и отношения, а также способы их преобразования;
- значения - системы устойчивых обобщений (представлений, понятий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака. Субъект должен овладеть такими представлениями и понятиями, чтобы иметь возможность активно и самостоятельно пользоваться знаком в различных видах деятельности;
• наличие смысла, который может извлекаться субъектом из сообщения:
- ситуативного (контекстуального) смысла - извлечение человеком из системы стоящих за словом обобщений только тех, которые имеют отношение к данному моменту, к данному контексту, к данной ситуации;
|
|
- личностного смысла - индивидуальных, субъективных эмоционально-мотивационных отношений чело-
века к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т. д.
Анализируя знаковую ситуацию, разные авторы могут включать в ее состав и множество других типов отношений (Чертов, 1993).