Отношение научного исследования и научных знаний к объективной реальности. Валидность в организации научного исследования и его результатов

При овладении современными научными знаниями при­хо-дится сталкиваться с ситуациями, когда возникают затруд­нения при разведении: а) объективно существующих явле­ний; б) знаний и представлений о таких явлениях, которыми располагает наука и которые фиксированы в знаково-симво­лических средствах. В связи с этим в научном исследовании следует различать:

исследуемую реальность - ту сторону процессов и явлений, которая вычленяется в качестве предмета исследования;

идеальное исследование - представления ученого об иссле­дуемой реальности (может быть неверным или отличаться от общепринятых позиций), а также полностью принци­пиально недостижимые, но предполагаемые ученым спо­собы организации и осуществления исследовательской де­ятельности с целью подтверждения гипотез и достижения результатов;

реальное исследование - реальная организация и осуществ­ление исследовательской деятельности с целью подтверж­дения гипотез, которые никогда полностью не соответст­вуют идеальному исследованию.

Между указанными объективными и субъективными со­став-ляющими научной деятельности имеется три типа воз­можных соответствий или несоответствий, которые состав­ляют различные виды валидности:

теоретическую валидность - степень соответствия иде­ального исследования (теоретическими представления­ми ученого) объективной реальности;

внешнюю валидность - степень соответствия реального ис­следования, его результатов и выводов изучаемой объек­тивной реальности;

внутреннюю валидность - степень соответствия реального исследования идеальному исследованию (Дружинин, 1997)

Проблемы, возникающие при овладении научными знаниями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: