При овладении современными научными знаниями прихо-дится сталкиваться с ситуациями, когда возникают затруднения при разведении: а) объективно существующих явлений; б) знаний и представлений о таких явлениях, которыми располагает наука и которые фиксированы в знаково-символических средствах. В связи с этим в научном исследовании следует различать:
• исследуемую реальность - ту сторону процессов и явлений, которая вычленяется в качестве предмета исследования;
• идеальное исследование - представления ученого об исследуемой реальности (может быть неверным или отличаться от общепринятых позиций), а также полностью принципиально недостижимые, но предполагаемые ученым способы организации и осуществления исследовательской деятельности с целью подтверждения гипотез и достижения результатов;
• реальное исследование - реальная организация и осуществление исследовательской деятельности с целью подтверждения гипотез, которые никогда полностью не соответствуют идеальному исследованию.
|
|
Между указанными объективными и субъективными состав-ляющими научной деятельности имеется три типа возможных соответствий или несоответствий, которые составляют различные виды валидности:
• теоретическую валидность - степень соответствия идеального исследования (теоретическими представлениями ученого) объективной реальности;
• внешнюю валидность - степень соответствия реального исследования, его результатов и выводов изучаемой объективной реальности;
• внутреннюю валидность - степень соответствия реального исследования идеальному исследованию (Дружинин, 1997)
Проблемы, возникающие при овладении научными знаниями