Основные аспекты организации производственной деятельности

1. Обоснование плана производства. Основные вопросы, на которые нужно ответить в этом разделе бизнес-плана, состоят в следующем:

- где будут изготовляться товары - на действующем или вновь созда­ваемом предприятии?

- какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут возрастать год от года?

- где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия?

- какова репутация поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?

- предполагается ли производственная кооперация и с кем?

- возможно ли какое-нибудь лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?

- какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

- возможны ли при этом проблемы и какого рода?

Данные раздела бизнес-плана "План производства" желательно обос­новать на перспективу в два-три года, а для крупных предприятий - на четыре-пять лет вперед.

2. Проблема выбора схемы организации производства. Важный вопрос заключается в расположении производства - в одном или нескольких зданиях. В последнем случае возникают потоки полуфабрикатов между различными зданиями и сооружениями (например, на металлургическом предприятии между домной и следующими переделами), и потому все дело осложняется, обрастая дополнительными затратами.

Все это лучше всего отразить на графическом плане предприятия со схематическим расположением его основных цехов и складов. Очень по­лезным элементом здесь может стать схема производственных потоков на предприятии. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, каким способом и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.

Следует учесть, что внешние эксперты, которым может быть поручен анализ бизнес-плана, будут рассматривать данный раздел прежде всего с точки зрения того, насколько рациональна технологическая схема, обес­печивает ли она всемерное сокращение затрат труда, времени и материа­лов, а также легкость изменения ассортимента продукции с учетом тре­бований рынка.

На этой схеме обязательно должно найтись место и для процессов контроля качества. Нельзя обойти молчанием эти вопросы и в тексте. Здесь необходимо сообщить, на каких стадиях технологического процес­са и какими методами будет проводиться контроль качества и какими документами при этом предполагается руководствоваться.

3. Проблема выбора схемы специализации и кооперирования. Большоезначение для любого производственного проекта имеет выбор разныхвариантов обеспечения материалами и комплектующими. Здесь, как пра­вило, существует альтернатива - производить самим или брать у внеш­него поставщика. Кроме того, при ответе "производить самим" также возможны варианты - на своем или арендованном оборудовании.

После выбора предпочтительной схемы приобретения оборудования в бизнес-плане или инвестиционном проекте следует обосновать опти­мальный масштаб производства, а также указать узкие места его органи­зации (например, необходимость частичного складирования полуфабри­катов для того, чтобы при возможных сбоях в функционировании от­дельных звеньев поддерживать непрерывный характер производства).

4. Подготовка плана строительства. Нельзя забыть и о разделе бизнес-плана, посвященном строительству объекта. Этот раздел может быть ли­бо выделен в самостоятельную главу (если проект предусматривает зна­чительное строительство), либо вообще может быть опущен, если строи­ должна быть выверена необходимость строительства, поскольку оно на­долго замораживает вложения, что при использовании кредита способст­вует удорожанию проекта.

Для этого важно рассмотреть несколько вариантов доступа к необхо­димым производственным площадям: аренду, покупку, организацию со­вместного производства.

В случае нового строительства необходимо дать описание создавае­мого производственного пространства, поскольку на это инвестор дол­жен будет тратить свои деньги. Материал целесообразно излагать при­мерно в следующей последовательности:

- состав зданий и сооружений. Его хорошо показать на схематическом плане;

- архитектурно-строительные решения. Важно показать, что они собой представляют, назвать основные используемые материалы;

- внутриплощадочные и внеплощадочные сети и сооружения;

- водопровод, канализация;

- тепловые сети;

- электрические сети;

- телефонизация и радиофикация.

Обычно принято включать в бизнес-план график строительства сле­дующего вида:

По каждой из позиций важно дать краткую характеристику, раскры­вающую ее особенности.

Для того чтобы вызвать доверие к проекту, важно привести сведения' о подрядчике, которому поручается выполнение строительных работ. Эти сведения должны продемонстрировать неслучайность выбора подрядчи­ка, а сведения о возведенных им объектах должны вселить в инвестора уверенность в том, что дело находится в надежных руках.

5. Кадровое обеспечение проекта. Важна в бизнес-плане и проблема
подбора персонала для будущего объекта. Практически речь идет о том, с
кем намечается организовывать реализацию инвестиционного проекта и
как планируется наладить работу будущего персонала. При этом отправ­
ной точкой должны быть квалификационные требования,
то есть необхо­
димо указать, какие именно специалисты (какого профиля, с каким об­
разованием, каким опытом) и с какой заработной платой понадобятся
для успешного ведения дел. Соответственно, необходимо указать, как
предполагается использовать этих специалистов: на постоянной работе
или в качестве совместителей (например, внешних экспертов).

В том случае, если часть персонала у фирмы уже нанята, в разделе бизнес-плана, посвященном организационным аспектам дела, следует дать о своих сотрудниках краткие биографические справки, делая упор на имеющуюся квалификацию, прежний опыт работы и его полезность для предприятия. Следует учесть, что потенциальные партнеры хотят знать о фирме все. Они ведь доверяют ее руководству свои деньги.

В этом же разделе нужно привести и организационную схему пред­приятия, из которой должно быть четко видно: кто и чем будет зани­маться, как все службы будут друг с другом взаимодействовать и как их деятельность намечается координировать и контролировать. Подробный ответ на возможные вопросы можно вынести в приложения к бизнес-плану, включив туда, например, примерные перечни служебных обязан­ностей будущих работников. Целесообразно в этом разделе осветить и вопросы оплаты и стимулирования труда руководящего персонала (на­пример, будет ли применяться система участия в прибылях или намеча­ется ли использовать иные формы материального стимулирования).

6. Общие требования к структуре организационного плана. Организа­
ционный план рассматривается как составляющая бизнес-плана, опреде­
ляющая главные направления работы, расстановку ответственных лиц, их
основные функции, права и обязанности, материальные, финансовые и
людские ресурсы, которые поступают в их распоряжение, а также пере­
чень внешних событий, без которых реализация проекта невозможна.

Организационный план выполняет две основные функции:

- формирование главных направлений и этапов работ;

- формирование для высшего административного персонала и инвесто­ров схемы реализации проекта.

При этом организационный план включает данные предыдущих раз­делов бизнес-плана как базу, на которой он формируется.

Базовый состав информации, которая может быть использована при разработке организационного плана, представлен ниже:

Организационный план

Участники проекта:

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Организационно-правовой статус участников проекта и их учредители (доля учреди­телей в уставном капитале участников).

Организационно-правовой статус проекта и доли его участников в намечаемой сумме инвестиций (особенности вложений). Форма привлечения дополнительных средств:

Кредит (срок, размер, условия возмещения).

Выпуск ценных бумаг (размеры, условия выпуска).

Спонсорские взносы (объемы).

Бюджетное финансирование (условия, объемы). Данные об администрации проекта:

Образование.

Возраст.

Практический стаж работы по профилю проекта.

Семейное положение (сведения о детях). Данные о состоянии рынка:

Потребность в продукции.

Конкуренты.

Законодательство. Цели проекта:

Генеральные цели.

Цели предпроектного этапа.

Цели финансового плана.

Цели организационного плана.

Цели плана маркетинга.

Одним из важных назначений организационного плана является его представление инвестору или партнеру для оценки сути проекта.

Как правило, в бизнес-планах, которые составляются предприятиями, присутствует информация, входящая в состав рассматриваемого органи­зационного плана. Однако отсутствие ее четкой сгруппированности и системности не позволяет эффективно ее использовать.

В состав организационного плана входят и вопросы организационно-правовой формы реципиента инвестиций. Иными словами, необходимо указать ту форму, в которой намечается вести дела, и обосновать причи­ны ее выбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: