Самостоятельная работа курсанта

1. Подготовьтесь к обсуждению проблемных вопросов:

- С помощью саморефлексии сделайте предположение о вашем доминирующем стиле поведения в конфликтных ситуациях. Оцените, насколько конструктивен ваш преобладающий стиль в отношениях с разными категориями лиц (родные, руководителя, преподаватели, курсанты).

- Приведите примеры трудных людей, с которыми вы сталкиваетесь в своей жизни. Какие приемы взаимодействия вы применяете в общении с ними.

2. Выполните практическую работу по следующему алгоритму (оценка будет выставлена в журнал):

А) опишите конфликтную ситуацию, в которой вы сами были участником или наблюдали ее;

Б) выделите в данном конфликте составляющие формулы конфликта;

В) дайте обоснование функций, которые выполнял данный конфликт;

Г) определите и аргументируйте свое предположение, - к каким типам можно отнести этот конфликт;

Д) укажите, на какой стадии находился, или еще находиться анализируемый конфликт;

Е) сделайте предположение, что явилось истинной причиной данного конфликта;

Ж) определите, какой стиль поведения в конфликте выбрал каждый из участников; проанализируйте, насколько выбранный стиль является эффективным в конкретной ситуации; дайте совет участникам конфликта, какой бы стиль привел к более конструктивному взаимодействию;

З) как вы считаете, можно ли участников данного конфликта отнести к «трудным людям»; если «да», то какие рекомендации Вы можете предложить для разрешения конфликта с данным лицом.

3. Осуществите контроль знаний по данной теме с помощью теста:

1. Какие из обозначенных буквами признаков свойственны в конфликтной ситуации:

1. предмету конфликта.

2. объекту конфликта.

А) реальная и актуальная конкретная причина, видимая мотивация, материальная, духовная или социальная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента;

Б) то, из-за чего возникает конфликт, - объективно существующая или воспринимаемая в качестве таковой проблема, противоречие, ради разрешения которого стороны вступают в конфликт;

В) может быть истинным или ложным, потенциальным или актуальным, реалистическим или иллюзорным;

Г) для разрешения конфликта должен быть передан одному из участников, разделен или предоставлен в совместное владение.

2. Какие из обозначенных буквами причин конфликтов являются:

1. конструктивными для группы или отдельных личностей.

2. деструктивными для группы или отдельных людей.

А) значительное ухудшение настроения участников, возможно, болезни;

Б) выявление и устранение противоречий, скрытых в спокойное время, обозначение нерешенных проблем;

В) разрушение межличностных отношений, общее нарушение системы отношений, снижение сплоченности группы;

Г) ухудшение качества совместной и индивидуальной деятельности, снижение дисциплины;

Д) каждый участник имеет возможность оценить свое реальное влияние на ситуацию в коллективе;

Е) возникновение стереотипного представления о побежденных группах и людях как врагах;

Ж) становится ясна действительная ценность норм, за которые люди готовы бороться;

З) создание новых и обновление существующих социальных норм;

И) ухудшение социально-психологического климата, увольнение сотрудников;

К) более глубокое познание друг друга участниками конфликта, а также самопознание и коррекция самооценки; адаптация и социализация индивидов в группе;

Л) активизация социальной жизни, сплочение группы перед внешней опасностью;

М) ослабление психической напряженности (особенно если исход конфликта признан удачным);

Н) разочарование в своих способностях, снижение самооценки;

О) появление социальной пассивности личности;

П) повышение авторитета участника в случае его победы;

Р) потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций;

С) общее улучшение качества деятельности;

Т) большие материальные и эмоциональные затраты на участие в конфликте, возможны даже насилие и гибель людей.

3. Для каждой из пронумерованных стратегий поведения в конфликте найдите определение и условия ее использования:

1. Соперничество.

2. Приспособление.

3. Компромисс.

4. Уход.

5. Сотрудничество.

А) когда участники ситуации приходят к альтернативе, которая удовлетворяет интересы обеих сторон в максимально возможной в данной ситуации степени; кооперативная стратегия;

Б) проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, и каждая из них не намерена уклоняться от ее совместного решения;

В) временная мера, которая не разрешает, а лишь замораживает конфликт с целью предупреждения разрушительного столкновения сторон;

Г) попытка учесть интересы обеих сторон в равной степени;

Д) отсутствие стремления к кооперации, достижению собственных целей, при этом ни одна из сторон не достигает успеха;

Е) принесение в жертву собственных интересов ради другого; стратегия «проигрыш (мой) – выигрыш (его);

Ж) есть тайная причина проиграть сейчас ради будущего выигрыша в чем-то другом;

З) проблема не является значимой для человека;

И) соревнование, конкуренция как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

К) конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или статус или вовсе не обращают внимание на разницу в своих положениях;

Л) сотрудничество или конкуренция не приводят к успеху;

М) стратегия, адекватная в экстремальной или непредвиденной ситуации, для разрешения которой требуются быстрые и решительные меры;

Н) проблема имеет жизненно важное значение для человека;

О) каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем, чтобы, в конечном счете, прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения;

П) стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонента;

Р) возможно и выгодно принять временное решение;

С) имеется значительное неравенство участников конфликта, оппонент имеет существенно более высокий ранг, статус, потенциал;

Т) высокая значимость межличностных отношений по сравнению с предметом разногласий, то есть для человека важнее сохранить хорошие отношения, чем выиграть;

У) вторая сторона легко идет на уступки;

Ф) сила действия одной стороны значительно превосходит силу противодействия, на которое способна другая сторона;

Х) наличие большого авторитета для принятия решения, тогда оно считается эффективным;

Ц) стремление оказать поддержку оппоненту при получении удовлетворения от своего добросердечия;

Ш) позиция имеет не слишком большое значение, можно несколько изменить поставленную в начале цель;

Щ) позволяет сохранить взаимоотношения и не потерять все;

Ы) участник конфликта в данный момент лишен другого выбора;

Э) имеются необходимые ресурсы (в том числе – временные) для разрешения конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: