Выбор объекта исследования. При разработке концепции сбора данных почти всегда возникает вопрос о том, какие объекты и в каком количестве должны быть исследованы. Это означает, что необходимо решить три проблемы:
· выделение генеральной совокупности;
· определение метода выборки;
· определение объема выборки.
Генеральная совокупность должна быть ограничена вещественно, во времени и в пространстве. Если генеральная совокупность мала, можно привлечь для изучения все объекты, представляющие интерес в рамках проекта (например, инвентаризация). Как правило, полное исследование слишком дорого, а потому часто невозможно. Кроме того, в некоторых случаях выборочный анализ может быть даже точнее (за счет уменьшения систематических ошибок).
Выборка должна быть репрезентативной иллюстрацией генеральной совокупности. Только в этом случае, исходя из характеристик выборки, можно делать выводы о генеральной совокупности. При проведении сбора данных всегда имеются ошибки: случайные или систематические. Величина случайных ошибок, которые проявляются только при выборочном исследовании и не смещают характеристики выборки в одну сторону, может быть оценена. Систематические ошибки — результат влияния неслучайных факторов, например, неточное выделение генеральной совокупности, недостатки выборки, ошибки при разработке опросных листов, ошибки интерпретации.
|
|
К неслучайным выборкам относятся:
· произвольная выборка — элементы выбираются бессистемно; метод прост и дешев, однако неточен, имеет низкую репрезентативность;
· типовая выборка - сбор данных ограничивается немногими характерными элементами генеральной совокупности; для этого необходимо располагать данными о распределении признаков, по которым определяются «типичные» элементы;
· метод концентрации - исследованию подвергаются лишь наиболее существенные и важные элементы генеральной совокупности.
Тема 3. Информация для исследований в туризме
Цели:
· Ознакомиться с основными видами маркетинговой информации и её характеристикой;
· Научиться определять источники маркетинговой информации;
· Изучить возможность формирования маркетинговой информационной системы.
1 Понятие и признаки маркетинговой информации.
2 Маркетинговая информационная система, ее компоненты.
3 Источники маркетинговой информации.
4 Виды анализа информации.