Сбор маркетинговой информации может осуществляться либо кабинетными методами, либо полевыми, либо их комбинацией.
Кабинетное исследование — метод сбора и оценки существующей маркетинговой информации, содержащейся в источниках (статистических данных или отчетах), подготовленных для других целей.
Полевое исследование — метод сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования, регистрируемые путем опроса, эксперимента и наблюдения в момент их возникновения.
Разделение методов сбора информации на две группы предопределено двумя видами источников маркетинговой информации. Кабинетные методы сбора информации используют вторичные источники, поэтому часто называются методами работы с документами. В то же время методы работы с документами могут быть необходимы для обработки
некоторых результатов исследования, полученных с помощью полевых • методов. Таким образом, комбинирование методов сбора маркетинговой информации естественно в логике процесса исследования и помогает решить проблему с большей эффективностью, т. е. получить необходимые результаты при наименьших затратах.
Кабинетные методы сбора информации
Кабинетные методы сбора информации задействуют традиционный (классический) метод анализа документов, информативно-целевой анализ, контент-анализ документов. Общая характеристика методов анализа документов представлена в табл.
Таблица
Методы работы с документами
Метод | Характеристика | Достоинства | Недостатки |
Традиционный (классический) анализ документов | Метод анализа сути материала с конкретной точки зрения | Выделяет основные мысли и идеи, прослеживает логику связей, противоречия Анализирует зависимость контекста материала и обстоятельств его появления | Субъективность, трудоемкость |
И и формат! 1ВНО-целевой анализ | Метод анализа информативности материалов | Оценивает способность автора реализовать коммуникативные намерения | Анализу могут быть подвержены только текстовые материалы |
Контент-анализ документов | Метод анализа определенных смысловых категорий в содержании материалов | Предоставляет возможность статистической обработки Высокая объективность | Должно быть задано однозначное правило формализации содержания, не исчерпывающее раскрытие содержания Использование ограничивается обязательным наличием большого массива информации |