Права лиц с ограниченными возможностями

Несколько трудных шагов…

В январе 2014 г. Постановлением Правительства Свердловской обла- сти утверждена комплексная программа «Доступная среда» на 2014– 2015 годы. Организации инвалидов, которым как никому другому известно, насколько эффективны могут быть планируемые мероприятия, отмечают, что программа не в полной мере отвечает критериям государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011– 2015 годы, а самое главное – первостепенным потребностям самих маломобильных групп населения.

Проблема состоит в том, что потребности инвалидов не увязаны с содержанием программы и с теми мероприятиями, финансирование которых в ней предусмотрено. По-прежнему не разработан и не действует механизм доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам и территориям сложившейся городской инфраструктуры через организацию доступности их мест проживания. Так, сами инвалиды отмечают, что по государственной программе «Доступная среда» наша область в разделе физической адаптации инфраструктуры все затратные мероприятия проводит путём оборудования общественных нежилых зданий пандусами, поручнями и перилами, в то время как инвалид не может преодолеть несколько ступеней при выходе из подъезда своего дома.

Уже не первый год сообщество инвалидов предлагает систему мер по организации доступности жилых зданий, включающую адресную паспортизацию жилых домов, в которых проживают инвалиды, с описанием потребностей в приспособлении их для нужд инвалидов, план и сроки проводимой реконструкции, а также порядок общественного контроля за реализацией мероприятий.

Понимание доступной среды и методы её достижения необходимо рассматривать в контексте положений Конвенции ООН по правам инвалидов, согласно статье 19 которой «Государства-участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы:

a) инвалиды имели возможность выбирать наравне с другими людьми своё место жительства и то, где и с кем проживать, и не были обязаны проживать в каких-то определённых жилищных условиях;

b) инвалиды имели доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества;

c) услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам».

При этом важно понимать, что в случае когда жилые дома не под- лежат реконструкции (невозможно установить безопасные пандусы к подъезду или к первому этажу, не хватает пространства для разворота инвалидной коляски, коляска не проходит в лифт, внутри самой квартиры пространство невозможно приспособить к беспрепятственному передвижению), инвалидам требуется помощь в организации переселения из малодоступного жилья в приспособленное для них. Уполномоченный поддерживает многочисленные предложения организаций инвалидов (обращения №№ 13–13/1492, 14–12/532) о создании дополнительной программы, касающейся переселения инвалидов в доступное жильё. Программа переселения может включать в себя следующие варианты:

– помощь в переселении инвалидов-колясочников с верхних эта- жей жилых зданий на первые этажи с созданием условий доступности для выхода из подъезда;

– помощь в переселении инвалидов-колясочников, внутреннее пространство квартир которых не позволяет беспрепятственно пе- редвигаться на коляске (дверные проёмы, пространство кухни и санузла).

На заседании Совета при Губернаторе Свердловской области по делам инвалидов 28 ноября 2014 года задача разработки мер по созданию доступности для инвалидов жилых помещений поставлена в план совместной работы Совета с Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в срок до 1 апреля 2015 года, однако до настоящего момента конкретные меры системного решения вопроса не определены.

И с оборудованием средствами доступа общественных зданий тоже не всё гладко. По-прежнему учреждения здравоохранения, в большей степени нуждающиеся в приспособлении доступной среды для инвалидов, незначительно прогрессируют в этом направлении. Учебные заведения в области также требуют пристального внимания с точки зрения соответствия принципам доступности. Так, к Уполномоченному поступила жалоба граждан об отсутствии средств доступа в областном учреждении профессионального образования «Уральский техникум «Рифей», в связи с чем Уполномоченным перед Министерством общего и профессионального образования Свердловской области был поставлен вопрос о перспективах оборудования данного учебного учреждения и других учебных учреждений в области необходимыми средствами доступа.

Министерство подтверждает, что в 2015 году в рамках комплексной программы Свердловской области «Доступная среда» на 2014– 2015 годы планируется реализация мероприятий по созданию универсальной барьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья, в государственных профессиональных образовательных организациях области, в том числе оборудование входных групп, сооружение пандусов, приспособление путей движения внутри зданий, оборудование накладными пандусами, подъёмниками, транспортёрами, создание условий доступности туалетов, установка средств связи.

В обращениях к Уполномоченному о недоступности для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры также встречаются жалобы о недоступности зданий судов в Екатеринбурге и Свердловской области. Ситуация усложняется тем, что физическая недоступность зданий судов влечёт за собой ущемление процессуальных возможностей заявителей на равных основаниях с другой стороной представить своё дело. Иными словами, необеспечение лицу возможности лично присутствовать в суде и выступать в защиту своих интересов приводит к нарушению его права на справедливое судебное разбирательство. В одной из жалоб (обращение Г. № 14–13/1961) инвалид 1-й группы, передвигающийся на коляске, в силу недоступности для инвалида-колясочника здания по ул. Малышева, 2 «б» из четырёх судебных заседаний, проходивших по его делу, смог участвовать только в одном, при этом ему пришлось оплатить помощь прохожих по подъёму его в инвалидной коляске на крыльцо здания.

Подобные ситуации, в которых маломобильные граждане значитель- но ограничены в возможности равного доступа к суду, приводят к выводам о необходимости срочного принятия мер по адаптации зданий суда к их нуждам. Уполномоченный в своём обращении в адрес Управления Судебного департамента в Свердловской области настоятельно рекомендовал при планировании установки технических приспособлений консультироваться с представителями организаций инвалидов, причём речь идёт не только об инвалидах-колясочниках, но в целом об инвалидах с проблемами опорно-двигательного аппарата, об инвалидах с ослабленным зрением и о необходимости учитывать особенности и потребности всех лиц с ограниченными возможностями здоровья. Очевидно, что финансовые и организационные проблемы не позволят немедленно оснастить все здания судов области необходимыми приспособлениями. В этих условиях стоит искать организационные возможности сделать участие инвалидов в судебных заседаниях как можно более доступным и комфортным. Уполномоченный предполагает, что в текущей ситуации, когда здания многих судов не приспособлены к доступу инвалидов, судьям и их помощникам следует проявлять внимание к сторонам процесса и выяснять их особые потребности, решать вопрос с возможностями проведения за- седания, например, в уголовной коллегии районного суда, где возможно проведение заседания на первом этаже, а также с организацией помощи судебных приставов по подъёму инвалидной коляски, передвижению по зданию суда. В процессе с участием инвалида-колясочника, в котором Уполномоченным оказывалась юридическая поддержка истцу, удачно был решён вопрос судьей Орджоникидзевского суда, когда слушание дела проводилось в зале судебного заседания в уголовной коллегии на 1-м этаже, а судебные приставы помогали с передвижением по зданию суда.

Разработка централизованного порядка действия в подобных си- туациях Управлением Судебного департамента и доведение информации до сведения судей могли бы быть эффективным решением проблемы, пока здания судов не приспособлены в полной мере к комфортному нахождению в них в равной степени всех граждан.

Практика показывает, что даже если направлять средства на пе- реоборудование общественных зданий, но делать это без консультаций с пользователями средств доступности, такие попытки могут быть бесполезными, а в некоторых случаях и создавать дополнительные опасности для маломобильных граждан.

В связи с проведенным капитальным ремонтом здания Театра юного зрителя в г. Екатеринбурге у общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение» были претензии в части адаптации для инвалидов функциональных зон театра. Свою жалобу общественная организация направила в Администрацию города Екатеринбурга. В поступавших по данному вопросу обращениях в адрес Уполномоченного от граждан и от Свердловской областной организации инвалидов «Опора» (обращении № 14-13/671) также говорилось о рисках для нахождения в здании ТЮЗа инвалидов-колясочников, об опасных для инвалидов по зрению ступенях по пути в гардероб, небезопасности входных дверей и т.д.

В конечном итоге замечания заявителей были учтены в ходе работы специально созданной группы из специалистов Администрации города Екатеринбурга, ТЮЗа, строительной организации, проектировщиков, Екатеринбургской городской общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение», однако гораздо меньше средств и времени заняло бы совместное планирование с пользователями средств доступности и консультации с организациями инвалидов ещё на этапе проектирования и в начале реконструкции.

По-прежнему не решён вопрос с частичным переходом обще- ственного транспорта на низкопольные модели, которые были бы удобны не только инвалидам, но и многим пожилым людям, родителям с колясками и маленькими детьми.

Сейчас ЕМУП МОАП располагает лишь пятью полунизкопольными автобусами, из которых один автобус маршрута № 18 и четыре автобуса маршрута № 50. По информации администрации города Екатеринбурга, приобретение низкопольных трамваев не представляется возможным в связи с отказом в софинансировании со стороны областного бюджета реализации мероприятий программы «Столица». Вместе с тем в 2014 году администрацией города Екатеринбурга проводилось формирование муниципальной программы «Доступная среда на 2015–2017 годы». Муниципалитет пошёл навстречу предложениям сообществ инвалидов, с руководителями организаций инвалидов-колясочников были организованы рабочие совещания, их предложения по формированию «безбарьерных маршрутов» были включены в перечень мероприятий Программы. Однако вновь софинансирование запрашивается от области.

На запрос Уполномоченного о соблюдении правил оборудования парковочных мест для инвалидов в зоне платного парковочного про- странства в Екатеринбурге Администрация указывает, что места для инвалидов созданы и оборудованы в соответствии с действующим законодательством. Жалоб к Уполномоченному по пользованию пар- ковками для инвалидов в платной зоне не поступало, однако, что касается бесплатных парковочных мест около магазинов, ресторанов, социальных объектов, часто поступают жалобы о недостаточном контроле со стороны органов ГИБДД за правомерным занятием парковочных мест для инвалидов.

Особую остроту в этом году приобретает тема парковочных мест во дворах жилых домов. К Уполномоченному поступают обращения, в которых прослеживается системная проблема: порядок организации парковочного места настолько сложно реализуем, что и здоровому человеку он не под силу.

Статьи 36 и 44 Жилищного кодекса РФ, определяющие, что общее собрание собственников принимает решения о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, так же, как и в случае с установкой средств доступности для инвалидов, является серьёзным препятствием к быстрому решению вопроса об организации парковки для инвалида. На общем собрании кроме вопроса об организации специального парковочного места также должен быть определён объём работ и источник их финансирования.

Управляющие компании, оказывающие услуги по обслуживанию придомовой территории многоквартирного дома, полномочиями по распоряжению земельным участком, в том числе по решению вопроса об организации специальных парковочных мест, не обладают. Кроме того, как разъясняют управляющие компании, они не вправе проводить указанные работы. В соответствии с Приложением № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённым Постановлением Госстроя № 170 от 27.09.2003 г., данный вид работ относится к капитальному ремонту, а в соответствии с изменениями в жилищном законодательстве обеспечение проведения капитального ремонта в многоквартирных домах возлагается на создаваемого органами государственной власти субъекта регионального оператора капитального ремонта.

Даже если двор оборудован специальной разметкой и знаками, ко- торыми отмечена парковка инвалида, никто не контролирует процесс их занятия лицами, не имеющими на это права. Кроме того, актуальным является вопрос распределения оборудованных мест парковки между самими инвалидами (обращение Ш. № 14–13/1999). Поскольку место закреплено не за отдельным лицом, возникают конфликты между наиболее нуждающимися в приближенных к подъезду местах – инвалидами-колясочниками и инвалидами, которые в меньшей степени ограничены в мобильности, но формально имеют право на пользование этим местом. Законодательство не устанавливает требования закреплять каждое отдельное место персонально за конкретным инвалидом, что создаёт сложности в преодолении ограничений, установленных жилищным законодательством, когда для организации каких-либо ограждений на прилегающей к дому территории (имеющей статус общего имущества жильцов дома) требуется решение общего собрания жильцов дома.

Уполномоченный считает необходимым регулирование процедуры организации парковок для инвалидов непосредственно рядом с местом проживания на уровне субъекта РФ и на муниципальном уровне. Для реализации права на беспрепятственное передвижение инвалидов общественные организации предлагают проведение паспортизации подъездов для выявления и регистрации нуждающихся в специально оборудованной для инвалидов парковке, при этом инвалидам также необходима помощь органов социальной политики в постановке вопроса перед общим собранием собственников и координации взаимодействия с региональным оператором капительного ремонта – Фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Далее необходимо оборудование максимально приближенного к подъезду парковочного места соответствующими знаками, включая указание номера автомобиля, которым пользуется инвалид, и защиту парковочного места специальными препятствиями от использования другими лицами.

Вместе с тем нам всем нужно понимать, что требованиями установки специальных приспособлений решение вопроса о создании комфортной среды для инвалидов не исчерпывается. Речь также идёт и об изменении мышления: нам нужно помнить, что рядом с нами живут люди, которым каждый шаг может даваться с трудом. В некоторых случаях мероприятия по приспособлению к потребностям инвалидов жилой среды могут создавать некоторые неудобства другим людям, и они выражают свое недовольство этим фактом. Однако не стоит путать нарушение прав с их правомерным ограничением для обеспечения прав других лиц, для обеспечения общественных интересов.

Так, Уполномоченному пришлось вмешаться в затянувшуюся си- туацию переноса контейнерной площадки в г. Сухой Лог (обращение Д. № 14–13/1637). Заявительница указывала, что её взрослая дочь – инвалид с детства первой группы, в силу специфики имеющегося у неё тяжелого ментального заболевания не выходит на улицу без посторонней помощи, каждодневное общение с миром у неё происходит в основном через окно, а перед окнами их дома стоят мусорные контейнеры – здесь и зловонный запах, и ночной лай собак, мешающий спать, и мусорный пейзаж. В таких условиях, чтобы хоть как-то улучить положение инвалида, необходимо не просто оборудование площадки какими-либо ограждениями, а максималь- но возможное отдаление её от окон дома, поскольку заявителем отмечается, что основными проблемами являются зловонные запахи и шум из-за того, что контейнеры привлекают птиц и бродячих собак, в том числе ночью.

С просьбой о переносе контейнерной площадки семья обращалась достаточно давно и регулярно, однако сотрудники системы коммунального хозяйства и представители местного самоуправления недостаточно активно занимались решением этого вопроса, ссылаясь также и на то, что существуют разногласия с другими жильцами дома, которые, в свою очередь, недовольны предложенными вариантами расположения площадки.

Безусловно, мнение других жильцов дома по такому насущному вопросу является важным. При этом необходимо понимать, что в си- туации, когда в доме проживает инвалид, для которого мир ограничен лишь картинкой из окна, можно найти такое решение, при котором интересы других граждан не пострадают, если они пройдут до мусорных контейнеров просто на несколько метров больше. Сам по себе факт несогласия жильцов с переносом контейнерной площадки не должен являться причиной отказа предпринимать такие действия, и, возможно, вовремя проведённая разъяснительная работа администрацией города могла бы сгладить этот конфликт.

Вскоре после обращения Уполномоченного новое место для кон- тейнерной площадки всё же было согласовано с органами Роспо- требнадзора и вопрос переноса площадки решён.

Обнаружилась в 2014 году и противоположная, крайне тревожная тенденция: проблемами инвалидов, их статусом стали манипулировать и злоупотреблять те граждане, которые сами инвалидами не являются, однако используют аргументы о необходимости создания специальных условий не в интересах заинтересованных лиц, а в своих корыстных. Такие ситуации стали прослеживаться в конкурентной борьбе предпринимателей, между несколькими субъектами бизнеса. Уполномоченный отмечает, что они крайне вредны для правильного и прогрессивного понимания обществом реальных потребностей инвалидов.

Требуется поддержка активного образа жизни инвалидов. Про-шедшие XI Паралимпийские зимние игры в Сочи показали, что свердловские паралимпийцы имеют огромный спортивный потенциал. Они принесли сборной России 8 золотых, 7 серебряных и 2 бронзовых медали.

ГБУ СО «Центр паралимпийской и сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области «Родник» – един- ственная в регионе организация, которая ведёт работу по подготовке спортсменов-инвалидов высшего спортивного мастерства. Сотрудники центра указывают, что для подготовки резерва и спортсменов высокого класса необходимы тренировочные базы и спортивные комплексы, оборудованные с учётом потребностей людей с инвалидностью. Однако в настоящее время спортивных объектов, удовлетворяющих таким требованиям, в регионе нет.

Признается необходимость строительства в регионе физкультурно-оздоровительного комплекса для подготовки спортсменов-паралимпийцев. Вместе с тем до сих пор в области не решён вопрос об организации спортивного комплекса для инвалидов, приспособленного для непрофессиональных спортсменов.

Уполномоченный оказывает юридическую поддержку предприя- тиям, активно использующим труд инвалидов, при наложении на них санкций надзорных органов. Нередко налоговые инспекции, пожарный надзор налагают санкции, которые непропорциональны малозначительным нарушениям, допущенным предприятиями, выполняющими важную функцию трудовой и социальной реабилитации и интеграции.

Уполномоченный не в первый раз сталкивается с обращениями предприятий, например, Всероссийского общества слепых, в отношении которых надзорными органами выносились штрафные санкции более миллиона рублей в ситуациях, когда предприятие допустило ма- лозначительное правонарушение на фоне смягчающих обстоятельств (правонарушение допущено впервые, период просрочки перечисления налога в бюджет составил несколько банковских дней и устранён предприятием самостоятельно до проведения проверки, или ситуации по нарушению мер противопожарной безопасности оперативно устранены, правонарушение не повлекло никаких последствий).

В связи с адаптацией рабочих мест для инвалидов, с применением труда инвалидов, адаптацией технологического процесса для инвалидов такие предприятия вкладывают значительные привлечённые и собственные средства в целях сохранения и модернизации рабочих средств для инвалидов. В случае уплаты непропорционально огромных штрафов предприятия несут убытки, что угрожает повлечь за собой задержки заработной платы работникам, понижение размера заработной платы, увольнение инвалидов по зрению и как следствие – снижение социальной защищённости инвалидов и лишение их трудовой и социальной реабилитации.

В ряде случаев в рамках административной апелляционной про- цедуры либо в арбитражных судах удаётся значительно снизить размер санкции, что полностью отвечает позициям высших судов и Конституционного Суда РФ по вопросу справедливости и соразмерности при наложении штрафных санкций (обращения предприятий ВОС №№ 14–12/541, 14–12/560). Однако Уполномоченный считает нужным обратить внимание надзорных органов на необходимость при решении вопроса о привлечении предприятий, выполняющую такую важную социальную функцию, как обеспечение занятости инвалидов, на самом раннем этапе соотносить тяжесть правонарушения с размером примененной санкции.

Сегодня уже не остаётся сомнений, что все сферы жизни должны быть приспособлены к интеграции в них людей с инвалидностью. В тех областях, где власть и общество при принятии общественно значимых решений не учитывают потребностей инвалидов, впоследствии придётся платить высокую цену: дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов негативно отражается на их занятости, образовательном и культурном уровне, высокий уровень изоляции инвалидов, их высокая социальная зависимость выступают в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и угрожают социальной разобщенностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: