Испытание, которого не ждали

Начиная с марта 2014 года практически каждый день в приёмную Уполномоченного стали обращаться граждане Украины, их родственники и знакомые. Люди интересовались, как переехать в Свердловскую область, поскольку не видели для себя возможности оставаться на Украине. Те граждане Украины, которые уже приехали, опасались возвращаться и просили разъяснить, какие действия предпринять, чтобы остаться в России (обращения №№ 14–13/615, 14–13/962, 14– 13/1310 и др.).

Основной неразрешимой для себя проблемой обратившиеся назы- вали невозможность легального трудоустройства. Переселенцы были заинтересованы в получении разрешения на временное проживание, что дало бы им право осуществлять трудовую деятельность и получить полис обязательного медицинского страхования. Но установленная Правительством РФ квота на выдачу разрешений на временное проживание в Свердловской области была исчерпана ещё в январе. Получить разрешение на работу и официально трудоустроиться возможно было лишь у работодателей, участвовавших в квотной компании и имевших разрешение на привлечение иностранной рабочей силы по строго определённым специальностям.

Сотрудники Федеральной миграционной службы предлагали всем иностранцам приобрести патент, который даёт право на работу у физических лиц и частных предпринимателей. Однако данный вид трудоустройства подходит не всем переселенцам, поскольку они имеют специальности, востребованные на нашем рынке труда, и не хотели бы ограничиваться малооплачиваемой работой, не требующей квалификации.

По результатам работы с жалобами были разработаны и 25 марта направлены в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э.А. Памфиловой предложения по изменению действующих нормативно-правовых документов. По мнению Уполномоченного, многие проблемы было бы возможно решить, если временно, до нормализации ситуации в Украине, предоставить гражданам этой страны право на подачу заявления на временное проживание без учёта квоты, утверждённой Правительством РФ. Также необходимо предоставить право подачи заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, непосредственно на территории РФ, без оформления разрешения на временное проживание.

Уполномоченный по правам человека в РФ Э.А. Памфилова взяла ситуацию на контроль, заверила свердловского Уполномоченного, что по результатам обращения будут подготовлены соответствующие предложения по минимилизации препятствий для обустройства граждан Украины, ищущих в России убежища (обращение № 14–11/98). В течение июля-сентября были внесены изменения в российское законодательство на федеральном и региональном уровнях, значительно упростившие положение данной категории лиц. Проблемы же первых беженцев приходилось решать индивидуально, оказывать содействие и помощь в исключительном порядке. И люди, как правило, приходили не с одной проблемой.

Гражданка Украины П. не могла подать на рассмотрение документы из-за отсутствия у дочери паспорта, который просто не успели до отъезда получить. Кроме того, дочка заявительницы нуждалась в постоянном приёме лекарств, поскольку больна диабетом (обращение № 14–13/1613). После обращения Уполномоченного в Министерство здравоохранения Свердловской области все вопросы были решены.

Уполномоченный направляла информацию о гражданах Украины, нуждающихся в медицинской помощи, в Министерство здравоохранения, и меры по обращениям принимались незамедлительно. Были поставлены на учёт ожидающие появления ребёнка женщины, которых при самостоятельном обращении в женскую консультацию по месту пребывания просили медуслуги оплатить (обращения №№ 14–13/1594, 14–13/1627).

Главным врачам государственных бюджетных учреждений здра- воохранения Свердловской области 19 июля было разослано письмо с разъяснениями и рекомендациями. На территории области бесплатная медицинская помощь в полном объёме стала предоставляться детям, беременным женщинам, лицам, имеющим хронические заболевания.

Многие граждане Украины, считавшие себя беженцами, поскольку бежали из своей родной страны, спасая жизни, просили пояснить, почему не могут получить соответствующий статус, почему сотрудники Федеральной миграционной службы рекомендуют им обращаться за предоставлением временного убежища или разрешения на временное проживание. Они полагали, что получают неверный совет и считали свои права нарушенными (обращения №№ 14–13/1628, 14–13/1662 14–13/1496, 14–13/1495, 14–13/2404).

Российское законодательство содержит все нормы и принципы, заложенные основным международным документом в области за- конодательства о беженцах – Конвенцией ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протокола 1967 года. Беженцами могут быть признаны лица, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут воспользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой в силу опасений. Все приведённые соискателями факты и сведения, свидетельствующие о преследованиях и притеснениях, тщательно исследуются.

Конвенция 1951 года особым образом не выделяет вопрос о лицах, покинувших место своего проживания вследствие внутреннего конфликта. И во многих государствах лицам, спасающимся от войны, официально статус беженца не предоставляется. В Российской Федерации при отсутствии оснований для предоставления статуса беженца иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть по гуманитарным основаниях предоставлено временное убежище, что даёт основания находиться в стране законно.

Прибывшие в экстренном порядке граждане Украины нередко ста- вили вопросы, на которые в рамках действующего законодательства ответить было сложно, а порой и невозможно решить, Уполномоченный видела свою задачу в организации индивидуальной работы с жителями Украины, поиск для каждого из них наиболее простых и приемлемых вариантов легализации и получения разрешительных документов.

По просьбе Уполномоченного с беженкой из Украины К. встрети- лись специалисты Департамента по труду и занятости населения Свердловской области. К. приехала вместе с беременной дочерью и внуками. Несмотря на пенсионный возраст, имела высокую квалификацию и была готова работать. Поскольку К. была единственным работоспособным членом семьи, вопрос о включении её в Государственную программу содействия добровольному переселению соотечественников был решён положительно (обращение № 14–13/2009).

Министерство социальной политики сочло возможным разместить в социальном учреждении двух пенсионеров-инвалидов, которые не имели возможности работать, не получали пенсию и остались без средств к существованию и даже без крыши над головой. Первоначально приютившая супругов родственница спустя непродолжительное время устала от гостей и попросила их выехать (обращение № 14–13/2340).

Летом, в период массового прибытия граждан Украины, Уполно- моченный организовала оперативную работу с беженцами, поступающие по электронной почте вопросы и жалобы рассматривались в первоочередном порядке, был выделен сотрудник для устных консультаций. У прибывших из другой страны людей в условиях стремительно меняющегося законодательства возникало много вопросов, на которые необходимо было дать оперативный ответ.

Первый пункт временного размещения беженцев (ПВР) открыли в г. Каменске-Уральском. Несмотря на то, что специалисты службы занятости населения, сотрудники Федеральной миграционной службы, психологи МЧС, представители администрации города работали с гражданами Украины в ежедневном режиме, у людей оставались вопросы и просьбы, с которыми они обращались к Уполномоченному. Многодетная мама К. из Луганска беспокоилась из-за отсутствия работы, просила помочь с детским питанием (обращение № 14–13/1664). Во время встречи с ней выяснилось, что К. – успешный композитор, хотела бы сотрудничать с творческими коллективами, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. Записи её произведений Уполномоченный передала заместителю председателя Свердловского отделения Союза театральных деятелей Т.П. Стрежневой. Заинтересованность в приёме К. на работу выразили Краснотурьинский театр кукол и Челябинский театр кукол.

Быстро решился вопрос и с детским питанием. Президент группы компаний «Кировский» Л.И. Ковпак безвозмездно обеспечил детским питанием всех детей, содержащихся в ПВР г. Каменск-Уральский. Большая помощь была оказана представителями правозащитных организаций, в первую очередь юристами правозащитной сети «Миграция и право» и руководителями организации «Уральский дом». Юрист Ирина Некрасова консультировала и составляла ходатайства, юрист Мария Полянина вела приёмы граждан Украины в офисе Уполномоченного совместно с сотрудниками аппарата. Всего в период с июля до начала сентября только в офисе Уполномоченного на консультативном приёме побывало более 150 человек, прибывших из Украины, рассмотрено 62 письменных обращения беженцев. Ежедневно давались также разъяснения и рекомендации по телефону.

В период массового прибытия беженцев Уполномоченный принимала участие во встрече спецбортов МЧС, посетила пункты временного размещения в городах Верхней Пышме, Ирбите, Ревде, Сухом Логе, Реже, Первоуральске, Берёзовском, Каменске-Уральском, Пышме, Камышлове, Талице, Кировграде.

Гражданам Украины, проживающим в пунктах временного размещения, было предоставлено право выбора субъекта Российской Федерации для проживания. ФМС России оказывала содействие в приобретении билетов. Однако помещение в пункт временного размещения другого субъекта страны возможно лишь после согласования. Некоторые граждане Украины предпочитали искать рабочие места, переезжать в другой регион на свой страх и риск, и, оказавшись в безвыходной ситуации, искали защиты у Уполномоченного.

К Уполномоченному обратилась группа беженцев, прибывшая из пункта временно проживания в Республике Башкортостан (обращения №№ 14–13/1984, 14–13/1951). После переезда молодые люди не смогли найти жильё и работу. Координаторы волонтёрского движения «Беженцы Екатеринбурга» договорились о бесплатном проживании беженцев в хостеле в течение трёх дней. По просьбе Уполномоченного дирекция УКС «Стройтехмонтаж» трудоустроила их с предоставлением жилого помещения. Также оперативно удалось решить вопрос с трудоустройством приехавшей с дочерью к родственникам беженки Т. (обращение № 14–13/2307).

Совместно с правозащитниками и индивидуально Уполномоченный посетила пункты размещения беженцев, встречалась с гражданами Украины и представителями администраций муниципальных образований, занимающихся их обустройством. Уполномоченный предлагала гражданам Украины в случае необходимости обращаться за консультацией и помощью, советом.

Семья З., с членами которой ранее Уполномоченный встретилась в ПВР г. Ирбита, рассказала о проблемах, возникших в связи с тру- доустройством – работодатель не смог выполнить данных обещаний, а самостоятельно решить вопрос о переезде на новое место жительства оказалось невозможно (обращение № 14–13/2557). После обращения Уполномоченного ситуацию взял на контроль директор Департамента по труду и занятости населения Свердловской области Д.А. Антонов.

Уполномоченный также просила руководителя Комиссии по коор- динации деятельности и мониторингу социально-бытового обустройства лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, Я.П. Силина организовать проверку работодателей, принявших на работу граждан Украины и давших обязательства обеспечить их жильём.

Проводились проверки по жалобам, переданным правозащитниками. Представитель организации «Гражданское содействие» Елена Буртина попросила встретиться с беженцами, содержащимися в ПВР г. Полевской (обращение № 14–12/567). Люди высказывали беспокойство в связи с возможным переселением в другое помещение, а также отсутствием бланков свидетельств о предоставлении временного убежища, были недовольны сроками оформления документов. По поставленным вопросам заявители получили подробные разъяснения.

По поступающим обращениям граждан Украины проверки проводились совместно с сотрудниками УФМС России по Свердловской области, и при необходимости меры принимались незамедлительно. За счёт отказов по ранее принятым заявлениям на получение разрешения на временное проживание (РВП) были рассмотрены ходатайства супругов Н. (обращение № 13–13/1310), перенесены сроки подачи документов отца и сына З. (обращение № 14–13/1663) и Е. (обращение № 14–12/499). Жалоба на действия сотрудников Федеральной миграционной службы других регионов была разрешена после обращения Уполномоченного к директору ФМС России К.О. Ромодановскому.

К. из г. Славянска просила Уполномоченного помочь в получении документов из Белгородской области (обращение № 14–13/2328). Заявление на предоставление убежища было подано в г. Короча 4 июля, документы принимались начальником территориального пункта. Через месяц, 5 августа, не дождавшись результатов рассмотрения поданных документов, семья переехала в Екатеринбург, где заранее были найдены работа и жильё. С середины августа К. и сотрудники УФМС России по Свердловской области просили выслать личные дела по месту нового проживания К., неоднократно в Белгородское управление Федеральной миграционной службы направлялись официальные запросы, которые остались без исполнения.

После обращения Уполномоченного к директору Федеральной миграционной службы России К. О. Ромодановскому и начальнику УФМС России по Белгородской области А.В. Нерубенко поступил ответ за подписью заместителя руководителя УФМС России по Белгородской области В.И. Евтушенко, согласно которому документы о предоставлении временного убежища заявительнице будут высланы в Свердловскую область только по запросу УФМС России по Свердловской области. Фактически запрос, направленный 28.08.2014 г., был исполнен лишь 02.12.2014 г. Руководством ФМС России в управление по Белгородской области было направлено поручение о проведении служебной проверки по факту несвоевременного направления личных дел К.

Предложения по возможному разрешению проблем, касающихся большой группы людей, на федеральном уровне, Уполномоченный направляла Уполномоченному по правам человека в РФ Э.А. Памфиловой, взявшей ситуацию с приёмом беженцев под свой личный контроль.

Так, во время посещения ПВР в г. Верхняя Пышма о помощи по- просили врачи. Молодые женщины имели высокую квалификацию и хотели немедленно приступить к работе. В их скорейшем трудо- устройстве была заинтересована и местная больница. Однако период согласований растянулся на неопределённое время. Об аналогичной проблеме рассказала и медицинская сестра, имеющая 10-летний опыт. Чтобы заработать, она вынуждена была устроиться санитаркой (обращение № 14–13/2121).

В соответствии с законодательством процедура допуска к меди- цинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, состоит из двух этапов. На первом этапе лицо, претендующее на право занятия медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, обращается в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) для прохождения процедуры нострификации документа об образовании, полученного в иностранном государстве.

С учётом действующего соглашения Правительства РФ и Каби- нета министров Украины от 26.05.2000 г. «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных званиях» и Соглашения о сотрудничестве в области образования (г. Ташкент, 15.05.1992 г.), требуется подтверждение эквивалентности документов o базовом высшем и среднем специальном образовании, выданных образовательными учреждениями Украины в период с 15.05.1992 г. по 26.05.2000 г. Однако даже в случаях, когда подтверждение иностранного диплома не требуется, лицо, претендующее на право занятия медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) в г. Москве заявление вместе с необходимыми документами.

Росздравнадзор на основании заявления рассматривает вопрос о проведении специальных экзаменов и выдаче сертификата специалиста, дающего право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью на территории РФ.

Росздравнадзор подготовил письмо от 08.07.2014 г. «О порядке до- пуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации с разъяснениями о порядке прохождения процедуры допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации беженцами из Украины», из которого следует, что все копии представляемых документов должны быть заверены нотариально, что требует значительных расходов. Стоимость такого пакета может доходить до 16 тысяч руб.

Направления на сдачу экзамена выдаются в образовательное учреждение, в котором создана постоянно действующая комиссия по приёму специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. Приказом Росздравнадзора № 1055-ПР/12 от 24.08.2012 г. определён перечень таких учреждений. В Уральском федеральном округе это Челябинская и Тюменская медицинские академии. Так что беженцам необходимо найти средства для поездки в эти вузы.

По мнению Уполномоченного, учитывая заинтересованность в скорейшем приёме медицинских работников из Украины российскими регионами и высокую потребность в данных специалистах, документы для направления на экзамен медиков можно было бы поручить рассматривать территориальным подразделениям Росздравнадзора. Также возможно расширить перечень учебных заведений для приёма у украинских медиков и фармацевтов экзамена. В частности, в Свердловской области есть два медицинских училища и медицинская академия, преподавательский состав которых обладает необходимой квалификацией для приёма экзамена.

Уполномоченный еженедельно принимала участие в заседании Комиссии по координации деятельности и мониторингу социально-бытового обустройства лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, где выносила на всеобщее обсуждение проблемы, с которыми сталкивались граждане Украины. По просьбе Уполномоченного на заседании комиссии был рассмотрен вопрос о предоставлении бесплатного питания в школах детям граждан Украины, прибывших в Россию в экстренном порядке и получивших временное убежище. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2014 г. № 854-ПП питание данной категории учащихся должно предоставляться бесплатно. Однако, как отмечали в своих устных и письменных обращениях родители, о таком постановлении они узнали от сотрудников Уполномоченного или из прессы, дирекция школ для постановки на бесплатное питание детей требовала представить справку из управления социальной политики, которая постановлением не предусмотрена (обращения №№ 14– 13/2307, 14–13/2256). В ноябре ситуация была урегулирована, однако в г. Екатеринбурге по-прежнему не разработан механизм возврата денег, внесённых родителями за питание детей в сентябре-октябре.

В письме на имя начальника Управления образования г. Екате- ринбурга Е.А. Умниковой Уполномоченный обратила внимание на то, что действие постановления Правительства Свердловской области распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2014 года, в связи с чем внесённые родителями средства должны быть возвращены. Согласно ответу и.о. начальника Управления образования администрации г. Екатеринбурга, для исполнения положений вышеназванного Постановления Правительства Свердловской области было внесено изменение в Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 31.07.2014 г. № 2163 «Об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях в первом полугодии 2014/2015 учебного года», дополнена льготная категория обучающихся 5–11-х классов, являющихся детьми граждан Украины и детьми лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Свердловской области в поисках убежища, признанных беженцами либо получивших временное убежище на территории Российской Федерации. Руководство Управления образования г. Екатеринбурга заверило Уполномоченного, что перерасчёт средств, внесённых родителями за питание школьников в сентябре и октябре, будет произведён. Также Уполномоченным была поддержана просьба председателя правления МОО «Украинская национально-культурная автономия» г. Екатеринбурга П.С. Щербины о материальной помощи для неработоспособных граждан Украины, которые разместились у родственников и знакомых, фактически вынужденных их содержать.

Ситуация с приёмом граждан Украины, ищущих в России убежище, наглядно продемонстрировала возможности регионов к объединению различных сил, обнажила сильные и слабые стороны системы управления. Реальные проблемы прибывающих людей приходилось решать при отсутствии законодательной базы, в первые дни неоценимую помощь оказали представители общественности, бескорыстно предоставившие кров, питание, вещи, не жалея сил разъяснявшие положения российского законодательства. Символично, что первую помощь украинцы получили в негосударственных организациях. Пока находящиеся на службе люди думали, как применить действующее законодательство к изменившимся условиям, куда селить беженцев, как их трудоустраивать, общественность работала. Первые граждане Украины, приехавшие самостоятельно, ещё до открытия пунктов временного размещения нашли временный приют в модульном общежитии Центра комплексной поддержки мигрантов общественной организации «Уральский дом». Организация за счёт собственных средств приняла более 30 человек. За июль, август и сентябрь к ним обратились 158 беженцев, которые получили разъяснения, консультации, содействие в поиске вакансий, гуманитарную помощь.

После создания при Правительстве Свердловской области штаба, а затем Комиссии по координации деятельности и мониторингу социально-бытового обустройства лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, под руководством вице-премьера Я.П. Силина все вопросы обустройства беженцев и помощи им решались коллегиально, с участием представителей всех заинтересованных структур. Каждое ведомство в пределах своей компетенции разработало памятку для граждан Украины, которая была размещена на официальных сайтах, и информация обновлялась по мере внесения изменений в действующее законодательство. Работали телефоны «горячих линий»¸ чтобы в чужой стране люди могли оперативно получить ответы на возникающие вопросы.

Губернатор Свердловской области Е.В. Куйвашев, Председатель За- конодательного Собрания Свердловской области Л.В. Бабушкина, де- путаты Государственной Думы от Свердловской области, депутаты Законодательного Собрания Свердловской области посещали пункты временного размещения и лично оказывали попавшим в беду людям гуманитарную помощь. К работе с беженцами подключились областной Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата. Некоторые представители бизнеса советовались с Уполномоченным, кому и какую поддержку оказать.

По рекомендации Уполномоченного инициативная группа строи- тельной компании корпорация «Маяк», телекоммуникационная компания TELE2 приняли участие в обустройство пункта временного размещения в Реже. Руководитель сети супермаркетов «Кировский» Л.И. Ковпак отправил гуманитарный груз в ПВР Первоуральска. Благотворительную помощь оказал «Ротари-клуб».

Руководители некоммерческого фонда помощи соотечественникам «Объединение» Л.Н. Филина и А.В. Гавриков совместно с Уполномочен- ным решили особо отметить для детей граждан Украины, приехавших в поисках убежища, начало учебного года. Благодаря депутатам Законодательного Собрания Свердловской области Л.И. Ковпаку и С.В. Чепикову, коллективам организаций «Мир Путешествий «Амазонка», медицинского центра лазерной терапии, торгового центра «Алатырь», праздничной компании HI-Project, «HIPPO «Парк развлечений», «Lenco», типографии «Chameleon», компании «TONEL» дети, вынужденно сменившие место жительства, почувствовали себя среди друзей, которые им рады.

«Украинская национально-культурная автономия» г. Екатеринбурга фактически стала центром работы с неорганизованно прибывшими беженцами. Руководитель организации П.С. Щербина вместе с Уполномоченным озвучивали на заседаниях правительственной Комиссии по координации деятельности и мониторингу социально-бытового обустройства лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, проблемы, с которыми сталкиваются люди на новом месте жительства.

Не остались безучастны простые жители области. Многие безвоз- мездно предоставили жилые помещения, приносили в пункты временного размещения продукты, вещи, сдавали деньги. Чужая беда объединила уральцев и стала близкой жителям области. Оттого она стала легче для жителей Луганской и Донецкой областей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: