Организовано инклюзивное образование детей с особыми возможностями здоровья

В почте Уполномоченного нередки анонимные письма, касающиеся организации и осуществления обучения детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Примером такого обращения, когда их автор ощущает реальную угрозу преследования со стороны администрации образовательного учреждения, может служить следующее (обращение № 14–13/1491):

«Уважаемая Татьяна Георгиевна! Обращаются к Вам педагоги школы. Мы многократно писали в Министерство образования области о поведении директора школы (писали конкретные авторы по просьбе членов коллектива и анонимно, так как все авторы писем уволены). Но, к сожалению, мы вынуждены были написать Вам, и Вы, несмотря на то, письмо анонимное, проверили приведённые нами факты. Наконец-то справедливость восторжествовала: на директора школы заведено уголовное дело.

После проверок прокуратуры начали работать её муж и сын (раньше на работе просто числились), проверили комиссионно всю работу учителей индивидуального обучения, составили акты (до этого работа совершенно не велась, завуч начала отслеживать работу учителей индивидуального обучения только после Вашего вмешательства и прокуратуры). Из-за всей этой ситуации у нашей школы подорван авторитет в районе: жители села считают, что администрация школы наживается на обучении детей на дому: учителя ездят очень редко, проводят гораздо меньше часов, чем положено, а деньги получают.

Мы очень рады вмешательству правоохранительных органов. Но не можем не сообщить Вам, что устали от следственных мероприятий, которые ведёт сейчас директор, пытаясь выяснить: кто пишет анонимные письма на неё, вызывает к себе всех учителей по одному, а подозреваемые ею находятся под психологическим давлением. Над ними директор просто издевается, она пытается вынудить их уйти из школы. Поэтому мы хотим написать в прокуратуру, чтобы её освободили от занимаемой должности на период следствия, мы очень надеемся, что суд признает её вину и больше она никогда не появится в образовании.

Директор после того, как ей и её сыну объявили о возбуждении уголовного дела, сама написала заявление в полицию о привлечении к ответственности других педагогов индивидуального обучения, по сути, написала сама на себя, ведь она, как руководитель, и завуч должны были отслеживать обучение на дому до вмешательства прокуратуры. Нам объяснили (директор и завуч) – раз сын директора практически не работал и программу не выполнил, то у ребёнка-инвалида продлится учебный год на июнь, а сами отпустили его в отпуск со 2 июня. Ничего директор не боится, чувствует вседозволенность.

Письмо мы написали с одной целью, чтобы Вы и дальше проверяли анонимную информацию, так как иногда люди не могут подписать письмо, потому что боятся гонений и увольнений (как в нашем случае). Вам большое спасибо за понимание и за то, что Вы дали ход этому делу и сейчас ребёнок-инвалид, воспитывающийся в семье без отца (всего в семье 8 детей), будет получать положенное ему государством образование: 3 раза в неделю (12 раз в месяц должен приезжать учитель, а он приезжал 1 раз в месяц, получая при этом достойную заработную плату и ежемесячно премии). С уважением члены педагогического коллектива».

Конечно, страшно, когда самая культурная, интеллигентная часть общества, учителя, боятся поставить подпись под обращением. Но не менее страшным является и то, что речь в нём идёт об обучении детей-инвалидов!

В специальном докладе Уполномоченного «Вне зоны доступа» о состоянии и проблемах реализации права на образование детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами на территории Свердловской области, а также в Ежегодном докладе Уполномоченного за 2010 год в разделе «Право на образование: учимся, несмотря на диагнозы», шла речь о проблемах при реализации права на образование указанных категорий детей. За прошедшее время в области достаточно много сделано. С 2011 года реализуется Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 (далее – Программа «Доступная среда»).

В рамках данной программы с 2011 по 2013 год в 34 общеобра- зовательных учреждениях из 19 муниципальных образований созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Для реализации мероприятия по формированию сети базовых об- разовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, в область из федерального бюджета привлечено 27 млн 419 тыс. 610 рублей.

В 2014 г. в целях реализации государственной программы «До-ступная среда» ведётся работа по созданию условий для инклюзив-ного образования детей-инвалидов ещё в 32 общеобразовательных учреждениях из 26 муниципальных образований.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Фе- дерации от 19.07.2014 № 1348-р объём финансирования из федерального бюджета составил 30 млн 765 тыс. 400 рублей.

В Министерство образования и науки Российской Федерации на- правлена заявка на участие в 2015 г. в Программе «Доступная среда» 52 образовательных учреждений Свердловской области.

Есть территории, которые принимают наиболее активное участие в Программе «Доступная среда», это города Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил; городские округа Берёзовский, Невьянский, Новоуральский, Первоуральск, Сухой Лог.

Но есть и другие: город Алапаевск; городские округа Ачитский, Би- сертский, Верхнее Дуброво, Верхнейвинский, Верхний Тагил, Верх- несалдинский, Верхняя Тура, Волчанский, Гаринский, Дегтярск, Кач- канарский, Кировградский, Малышевский, Нижнетуринский, Пелым, Рефтинский, ЗАТО Свободный, Среднеуральск, Староуткинск, Табо- ринский, МО «посёлок Уральский»; Байкаловский и Нижнесергинский муниципальные районы – всего 24, которые не приняли участие в данной программе, хотя в каждом из этих муниципальных образований есть дети, которые нуждаются в особых образовательных условиях.

С целью расширения доступности образования для детей с огра- ниченными возможностями здоровья, обеспечения социально-педа- гогической реабилитации детей-инвалидов на территории области реализуются мероприятия по организации технологий «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому». В их рамках детям-инвалидам, обучающимся на дому и не имеющим противопоказания для работы с компьютером, предоставляется оборудование во временное безвозмездное пользование для оснащения рабочего места и организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий.

В Школе дистанционного образования, деятельность которой ор- ганизована на базе ГБОУ СО ЦПМСС «Ресурс», обучается 521 ребёнок-инвалид области. 411 педагогов осуществляют дистанционное образование.

Согласно ст. 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическая, медицинская и социальная по- мощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

Иными словами, такие Центры не являются единственным ресурсом системы психолого-педагогической помощи. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, но делают это крайне неохотно.

В настоящее время как самостоятельные юридические лица функ- ционируют муниципальные центры в городах Екатеринбурге (центры «Радуга» и «Диалог»), Каменске-Уральском, Новоуральске, Лесном, За- речном, Ревде, в Алапаевском МО. В качестве структурных подразделений муниципального учреждения функционируют центр в г. Североуральске и Служба практической психологии в г. Нижнем Тагиле.

Но при всех уже имеющихся достижениях существует очень серьёзная проблема – организация психолого-педагогической помощи обучающимся, не имеющим особых возможностей здоровья, в общеобразовательных учреждениях. Данное направление требует пристального внимания, дополнительных организационных мер, а также привлечения дополнительных ресурсов.

В настоящее время функции методического сопровождения про- филактической работы, социально-психологического тестирования в образовательных учреждениях, работы школьных психологов и пе- дагогических работников в проблематике сохранения и укрепления благополучия детей, функции профилактики школьных конфликтов и отклонений в поведении обучающихся в образовательных учреждениях на территории области обеспечивается ГБОУ СО ЦПРиК «Ладо» (г. Полевской). Даже при очень хорошей государственной поддержке ресурсы данного центра не безграничны!

Реальные возможности по сопровождению детей с особыми возможностями здоровья, которыми наша область сейчас обладает, исходя из ресурсной базы, имеющейся на территории области, такова. В 1088 образовательных учреждениях обучается 41 7828 учащихся.

Специальных образовательных учреждений 65, коррекционных 4, в них обучается 9441 учащийся. В коррекционных классах общеоб- разовательных школ обучается 5588 учащихся.

Функция обеспечения психолого-педагогического сопровождения этого количества обучающихся практически в полном объёме возложена на 309 логопедов, 385 психологов, 207 социальных педагогов.

Такого количества специалистов для осуществления данной функции категорически недостаточно!

Объективный анализ ситуации указывает на необходимость раз- делить детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательной программы (далее ООП), на три категории:

дети с особыми возможностями здоровья и дети-инвалиды,

дети условной нормы, но имеющие трудности в освоении обще- образовательной программы, связанные с социальным положением и иными факторами,

дети, признанные в порядке, установленном Уголовно-процессу- альным кодексом, потерпевшими, обвиняемыми, свидетелями.

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов действуют 4 центра психолого-медико-социального сопровождения и 25 областных ПМПК. В 2013–2014 учебном году ими проведено обследование, сформированы рекомендации для 10 000 детей, т. е. около 2,5% от общей численности детей школьного возраста ежегодно.

В соответствии с полномочиями, имеющейся нормативной базой, комиссии оказывают консультационную помощь родителям, руково- дителям и педагогам ОУ, ДОУ, руководителям и специалистам учре- ждений здравоохранения, учреждений социальной защиты населения. Консультации проводятся не только в комиссии, но и на оновании соглашений с муниципальными образованиями, во время выездов в образовательные учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: