Понижение размера областного стандарта ЖКУ: в зоне риска – человек

В течение ноября – декабря к Уполномоченному стало поступать большое количество обращений от жителей области, обеспокоенных ситуацией снижения размера областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2014 г. и, как следствие, прекращение или резкое сокращение выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг нуждающимся категориям граждан. Постановление Правительства Свердловской области от 25.06.2014 № 537-ПП «Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2014 год» способствовало сокращению социальной нагрузки на бюджет области, с одной стороны, и росту социальной напряжённости среди населения, с другой. В результате действия указанного Постановления на территории области велик риск того, что долги по оплате за ЖКУ возрастут.

По мнению Уполномоченного, во-первых, было бы справедливым снижение выплаты субсидии в тот календарный период, когда в квартирах жителей отсутствует горячая вода, отопление. А с момента предоставления указанных коммунальных услуг всё же субсидировать граждан для погашения платы за ЖКУ.

Во-вторых, 1 июля 2014 г. на фоне увеличения тарифов на ЖКУ вышло вышеназванное Постановление Правительства Свердловской области. Тревожным стал тот факт, что в некоторых муниципальных образованиях, например в Нижнем Тагиле, размер стандарта для города уменьшился на 948 рублей для одиноко проживающих граждан. И, как утверждают обратившиеся в адрес Уполномоченного жители Нижнего Тагила (обращение № 14–13/2759), «…теперь за квартиру мы должны платить больше, а субсидия нам не положена, т. к. доход превышает прожиточный минимум и максимально допустимую долю расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг…».

В схожей ситуации оказались и екатеринбуржцы. Обратившаяся в мой адрес одинокая пенсионерка М. (обращение № 14–13/2751), проживающая в однокомнатной квартире площадью 31,6 кв.м, сообщила: «…в связи с тем, что стоимость жилищно-коммунальных услуг по оплате моей квартиры превышает 20% общего дохода моей семьи, я имею право на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг… До 1 июля моя субсидия в среднем составляла 1000 рублей в месяц, но в связи с принятием новых стандартов стоимости ЖКУ мне было направлено уведомление о том, что на 2-е полугодие моя субсидия будет составлять 238 рублей в месяц…».

Несмотря на законный характер принимаемых областным Пра- вительством мер, Уполномоченный всерьёз обеспокоена сложившейся ситуацией по снижению размера областного стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2014 год. В связи с чем на основании большого количества жалоб, полученных Уполномоченным, 15 декабря направлено обращение в интересах жителей области Председателю Правительства Свердловской области Д.В. Паслеру с предложением проведения мониторинга эффективности реализации Постановления Правительства Свердловской области от 25.06.2014 № 537-ПП «Об областном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2014 год». В рамках его проведения Уполномоченный предложила обобщить жалобы жителей области, остро нуждающихся в дальнейшей социальной поддержке со сторо- ны областных органов власти, но не получивших её.

Также в этом обращении изложена просьба о создании рабочей группы под руководством Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А. Власова для принятия решения о мерах по недопущению негативного развития указанной ситуации, возможных путях увеличения размеров областного стандарта стоимости ЖКУ до прежнего уровня для нуждающихся жителей города области.

Следует отметить, что динамика правонарушений, выявленных в сфере ЖКХ в 2014 году, свидетельствует о том, что негативные тенденции в жилищно-коммунальной сфере продолжают усиливаться: наблюдается снижение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, отсутствует должный контроль за обоснованностью увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в целом за качеством предоставляемых ЖКУ в соотношении с их высокой стоимостью, за деятельностью управляющих организаций, которые предоставлены сами себе. Открытым остаётся вопрос, возможно ли будет с помощью лицензирования УК устранить проблемы, связанные с осуществлением контроля за их деятельностью.

Новеллы законодательства должны способствовать урегулированию проблемы бесконтрольной деятельности управляющих компаний, однако при этом нельзя допустить оттока управляющих организаций с рынка, особенно не прошедших процедуру лицензирования в малочисленных территориях области. Существует риск того, что проблемный жилфонд в ситуации отстранения управляющей компании от его обслуживания по причине допущенных нарушений не будет обслуживаться в отсутствии конкуренции, социальное напряжение среди граждан будет возрастать. Возможен также односторонний отказ управляющих организаций от нерентабельных домов, которых в области большое количество.

На очередном заседании областной межведомственной комиссии по реализации Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009–2020 годы, при обсуждении с представителями Управления Госжилинспекции области вопрос о процедуре прохождения лицензирования УК, Уполномоченному стало очевидно, что вопросов больше, чем ответов. Переход к лицензированию управляющих компаний в ЖКХ необходим, но при условии согласия и выполнения механизма лицензирования всеми заинтересованными сторонами, которые ожидают от нововведения положительного эффекта и отдачи, при этом необходимо тщательно задуматься о минимизации рисков для населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: