Земля и люди

Использование земли в муниципалитетах, и особенно планируемые застройки территории или изменение зонирования, всё больше волнуют людей. Прошедший год был отмечен напряжением «на земельном фронте». В обращениях, поступающих Уполномоченному, граждане сообщали о фактах формального проведения органами публичной власти общественных слушаний по этим вопросам и нежелании прислушаться к голосу местных жителей (обращения №№ 14–13/1904, 14–13/1696, 14–13/2769 и др.). Научимся ли слушать людей?

Нет ничего удивительного в том, что люди хотят знать, как принятые местной властью решения повлияют на их дальнейшую жизнь: вырубят ли зелёные насаждения для постройки очередного торгово-развлекательного центра или охраняемой стоянки автотранспорта, установят сервитут, ограничив права собственника земельного участка, либо проложат автотрассу через садовое некоммерческое товарищество. Поэтому государство вынуждено вводить институт публичных слушаний по важнейшим земельным и градостроительным вопросам. С точки зрения права, публичные слушания – это не референдум, не голосование и не согласование с жителями намечаемой деятельности. Это процедура, которая обеспечивает публичность принятия решения органами власти.

Учитывая положения закона, Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции на заседании 11 марта 2014 г. принял решение о выработке эффективного механизма проведения общественных (публичных) слушаний по земельным и градостроительным вопросам. Понимая исключительную важность публичных слушаний, Уполномоченный направила в рабочую группу, созданную Советом, свои предложения по проведению общественных слушаний и правовому закреплению гарантий прав их участников. Принципиальная позиция Уполномоченного в данном вопросе обусловлена тем, что документ, регламентирующий организацию и проведение общественных (публичных) слушаний, чрезвычайно важен не только потому, что позволит исключить коррупциогенные факторы при решении вопросов о выделении земельных участков и принятии градостроительных решений. Такой документ должен стать инструментом общественного согласия, столь необходимого в настоящее время.

Изучив практику регулирования публичных слушаний в муници- палитетах нашей области, Уполномоченный пришла к выводу, что в ряде случаев порядок проведения слушаний может рассматриваться как противоречащий самой идее публичных слушаний и ограничивающий право граждан на участие в местном самоуправлении. Такое бывает, когда муниципальными актами закрепляется неравное представительство населения и органов местного самоуправления в составе комиссии, организующей публичные слушания и оформляющей их итоговый документ. Нередко случается, что публичные слушания подменяются формальным обозначением учёта мнения населения при принятии решений органами местного самоуправления, что может рассматриваться как ограничение права населения и отдельного гражданина на участие в осуществлении местного самоуправления.

Уполномоченный убеждена, что публичные слушания не должны быть «демократическим прикрытием» групп интересов, лоббирующих нужные им проекты. Основное назначение таких слушаний – получение достоверного, легитимного результата о мнении населения по возможному или предстоящему предоставлению земельных участков, изменению градостроительной документации или иным вопросам. Поэтому для выполнения данной задачи в муниципальных правовых актах обязательно должна быть предусмотрена вариативность форм проведения публичных слушаний (в зависимости от характера рассматриваемого вопроса). Это могут быть слушания в органе местного самоуправления или массовое обсуждение населением проекта муниципального правового акта.

В тех случаях, когда инициатором публичных слушаний выступает не орган местного самоуправления, а граждане, реализация их права на проведение слушаний должна иметь определённые гарантии. И здесь прежде всего надо чётко определить: назначение публичных слушаний по инициативе населения – это право или обязанность органа муниципального образования? Вправе ли указанный орган отказать инициативной группе граждан в проведении публичных слушаний по мотиву нецелесообразности?

Весьма важен вопрос и о составе оргкомитета по проведению слушаний: может ли он формироваться целиком из муниципальных служащих (что обычно и бывает, и тогда на слушаниях преобладает позиция муниципалитета). Есть и другие вопросы, от решения которых в значительной степени зависит исход мероприятия, – определение перечня лиц, приглашённых для участия в публичных слушаниях, время проведения слушаний (удобное для муниципальных служащих или всё-таки для граждан). И конечно же, особого внимания заслуживает итоговый документ – рекомендации, заключение. К сожалению, на практике нередко бывает, когда по итогам слушаний оргкомитет составляет заключение, отражающее не весь спектр выраженных мнений, а только мнение, нужное организатору. Но то- гда публичные слушания просто теряют смысл, теряется и доверие граждан к этому институту.

Особое внимание Уполномоченного в отчётном году было приковано к истории с публичными слушаниями по строительству Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД) и судьбе земельных участков в тех садоводческих товариществах, по территории которых предполагалось проложить часть автомобильной трассы. Точнее сказать, к истории ожидания таких слушаний. Казалось, они вот-вот начнутся, и муниципальная власть даст людям ответы на жизненно важные вопросы. Депутатам Законодательного Собрания Свердловской области эта история хорошо известна, особенно Д.А. Носкову. На публичных слушаниях в августе 2014 года сотрудники Администрации г. Екатеринбурга весьма недружелюбно реагировали на выступление депутата, пытавшегося прояснить ситуацию и отстоять право нескольких сотен садоводов, пришедших на публичные слу- шания, узнать о планах городских властей. В итоге чиновники мэрии не решились выносить на обсуждение общественности предложение по сносу садовых участков. В повестку публичных слушаний включили технические вопросы приведения в соответствие границ территориальных зон города, а ранее анонсированное рассмотрение вопроса корректировки земельных участков под строительство III пускового комплекса ЕКАД превратилось в фарс.

Строительство кольцевой автодороги вокруг г. Екатеринбурга – стратегический проект дорожного хозяйства в 2015 году. И надо сказать, что Правительство Свердловской области сделало всё, чтобы этот проект осуществить без протестных акций населения – принято решение о том, что ЕКАД не будет проложена по садовым участкам, а значит, и по судьбам людей тоже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: