Оценочно-нормативное

В таком употреблении слово "культурный" имеет некоторый оценочный,нормативныйсмысл. Но не будем забывать, что норма всегда относительна, каждый народ устанавливает свои критерии правильности и предпочтительности того или иного поведения, оценки того или иного явления в жизни людей отличаются от культуры к культуре и даже в одной культуре - от эпохи к эпохе. Представим себе сцену, происходящую в Африке. Двое мужчин, улыбаясь и дружески обнявшись, выходят из хижины. Чувству­ется, что они хорошо относятся друг к другу. И вдруг один из них плюет другому в лицо. Европеец скажет: "Какое безобра­зие!", и будет ожидать схватки. На самом же деле "безобразник" пожелал другому счастливого пути и благополучия.

Нам, наверное, не стоит становиться в позицию учителя пра­вильного поведения; лучше принимать все, что происходит в чужой культуре, просто как факт. Это, разумеется, не лишает нас возможности иметь определенное отношение - и иногда совер­шенно отрицательное - к некоторым явлениям, скажем, к ритуаль­ному человеческому жертвоприношению или к людоедству (тоже имевшему ритуальный характер). Просто необходимо различать два возможных отношения к фактам чужой культуры: понимание и оценку, и по возможности их не смешивать. Поэтому оценочно-нормативное отношение к культуре нам не подходит.

Другое дело, когда изучив какую-то культуру, мы приходим к выводу, что в самой этой культуре существует различие между высокой и низкой культурой, что сами носители этой культуры различают правильное и неправильное, должное и нежелательное в данной культуре. Это, можно сказать, дело самих носителей данной культуры. Русская дворянская культура начала XIX века имела несколько характерных черт (знание французского языка, определенный кодекс чести и т.д.), которые признавались достой­ными подражания со стороны представителей других слоев насе­ления - правда, может быть, и не всех - и потому выглядела как высокая культура. Но это вовсе не означает, что не существовало другой - купеческой, мещанской и крестьянской культуры, пред­ставители которой, даже подражая дворянству, могли в глубине души считать правильной свою культуру, свои песни, свои веро­вания, свою манеру поведения, свою пищу и т.п. Очевидно, что такое разделение внутри изучаемой культуры на высшую и низ­шую также будет для нас всего лишь фактом данной культуры, который мы регистрируем и пытаемся понять, но который вовсе не должен становиться для нас каким-то мерилом самой этой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: