double arrow

Эмпирическое

Таким может считаться определение Тайлора, просто перечислившего сферы, кото­рые он относит к культуре: "Культура, или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества" [99].

Традиционное

Другое, традиционное определение культуры связано с этимологией самого слова "куль­тура". Это существительное образовано от латинского глагола colo, означающего "обрабатывать", "возделы­вать'' (и "почитать") и само, соответственно, переводится как "обработка", "возделка" и "почитание". Такое понимание культу­ры исходит из простого факта, а именно, что каждый раз, когда мы встречаемся с явлением культуры - религией, наукой, фило­софией, поэзией, нормами поведения - в общем со всем, что составляет жизнь общества, мы всегда имеем дело с чем-то обработанным. И действительно, если смотреть на вещи достаточно просто, то скульптура - это обработанный камень или какой-либо металл, поэзия - это обработанное слово, наука занимается пере­работкой природы в знания о ней, религия, если можно так ска­зать, тоже "обрабатывает" нечто - человеческую душу и т.д.

Искать недостатки в этой точке зрения, наверное, не стоит. Действительно, человек в своей деятельности строит новый мир, он перерабатывает природу, в том числе и свою собственную, с тем чтобы легче было бы в этом мире существовать. Пожалуй единственное вызывает желание большей точности, а именно: необходимо встает вопрос, что перерабатывается во что, каково "направление", в котором происходит переработка внешнего, при­родного мира и мира внутреннего, человеческого, какие задачи при этом решаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: