Мышление как общение с собой

Возникшие в индивиде два отдельных Я входят друг с другом в отношение диалога. Одно Я становится для другого ТЫ. То есть отношение к другому, предполагающее различе­ние Я и ТЫ и характерное для внешнего общения, становится внутренним. Психологи называют этот переход схемы внешнего общения в сферу внутреннего общения человека с самим собой интериоризацией. В данном случае императивное отношение к другим, которое с самого начала было характерно для поведения ребенка, становится внутренним отношением к самому севе, В сущности подобный диалог с самим собой и есть мышление.

Психологи и философы часто различают две функции языка: коммуникативную и интеллектуальную. То есть различают два процесса, в которых необходимым образом участвует язык, а именно процесс передачи некоторых внутренних состояний (мыслительных, эмоциональных и т.д.) и процессы, связанные с дея­тельностью интеллекта. Но такое различение производится только для удобства анализа. На самом деле они связаны и не всегда различимы. Возьмем в качестве примера такую область, как математика. Казалось бы, когда математик наедине с самим собой размышляет о том, как ему доказать какую-то теорему, только что им изобретенную, он никак и ни с кем не общается. Но здесь мы не можем не вспомнить точку зрения одного из замечательные математиков и педагогов XX столетия Пауля Лоренцена [59] согласно которой математическое доказательство - это не монолог, производимый человеком безо всякой оглядки на других людей. Доказывать означает излагать свои аргументы некоторому скептику и зануде, которого, правда, математик сам создает в своем воображении, то есть сам и является им, но который от этого не теряет своей придирчивости и въедливости. Таким образом, мыслить означает говорить с самим собой.

На этом шаге рассуждений о языке и его роли мы часто встречаем представление, согласно которому мысль - это некоторое психическое содержание, которое, образовавшись каким-то образом, затем вливается, помещается в языковую форму, то есть становится даже не содержанием, а содержимым речи. Но в психологии уже давно установилось мнение, что мысль не может существовать отдельно от слова; она и образуется, и существует в слове, в речи.

В определенной мере коммуникативная и интеллектуальная функции совпадают. Думать означает общаться (прежде всего с самим собой), а общаться в большинстве случаев означает передавать некоторую мыслительную информацию. Правда, ниже мы увидим, что общение - более сложное явление, чем простая передача информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: