Первоначальным, как представляется многим ученым, было устное общение, хотя некоторые и выдвигали гипотезы о неком ручном языке жестов, который якобы предшествовал устной членораздельной речи. Но мы с достаточным основанием можем сказать, что посредником в речевом общении между людьми изначально был звук, произносимый говорящим и слышимый его собеседником. Какие же характеристики мы можем увидеть в устном общении?
Прежде всего - непосредственность. Человек прямо общается с другим человеком. Кроме звука, на который в сущности ни говорящий, ни слушающий в обычных случаях не обращают никакого внимания (он настолько "прозрачен", что можно сказать, что как бы и не существует: между собеседниками нет ничего и никого). Затем, это общение диалогично. Здесь я имею в виду не только то, что всякое общение обязательно подразумевает обмен репликами, когда каждый из участников беседы становится либо говорящим, либо слушающим. Нет, в некоторых культурах возможны ситуации, когда один из участников даже и не смеет отвечать другому (скажем, у многих народов сноха ничего не может сказать свекру, даже выразить словесно свое согласие и готовность подчиняться). Но и в этом случае мы можем говорить о диалоге, поскольку говорящий всегда адресует свою речь именно своему собеседнику, корректирует свою речь в зависимости от социальной, возрастной и половой принадлежности слушающего, учитывает мимические, жестовые и другие реакции на свою речь. Даже ничего не сказав в этой ситуации, слушающий все-таки как-то реагирует на речь говорящего, то есть тоже в определенной мере является говорящим. В-третьих, мы можем заметить, что в обычных случаях устного общения число слушающих не может быть уж очень большим. Развитие культуры, увеличение групп, непосредственно включенных в общение ведет к тому, что возникают некоторые ухищрения, чтобы сделать речь оратора слышимой для большой аудитории. К ним, скажем, мы можем отнести возникновение греческой театральной маски, которая, кроме всего прочего, выла еще и резонатором-усилителем голоса актера. Само строение греческого, а впоследствии и римского театра - амфитеатром - также давало возможность как бы собрать голоса актеров в полузамкнутом пространстве. С возникновением социальной потребности в публичной речи (в народном собрании, в суде) уже при большем стечении народа появляется искусство красноречия вместе с особыми упражнениями для усиления голоса. В других случаях появляются уже и особые должности, как бы усиливающие голос человека, произносящего речь. В восточных культурах это "уста господина", буквально повторяющего громким голосом сказанное властителем, в тех же восточных, а также в западных обществах появляются еще и глашатаи.
|
|
Передача речи на большое расстояние возможно выла только с помощью гонца, некоторые простые сообщения можно было передавать уже посредством имитации речи - дымом костров, а в Африке - барабанным боем. Мог возникнуть даже особый язык свиста. Но все эти вспомогательные средства передачи информации не могли заменить речь.
|
|
Культура долгое время оставалась исключительно устной. Однако в устной речи невозможно сохранение во времени приобретенных данной культурой ценностей (повторять, что ли, все время одно и тоже вслух?), а потому чрезвычайно важной становится та часть культуры, которая связана с необходимостью сохранения каких-то сведений. Я говорю о социокультурной памяти, то есть о механизмах сохранения жизненно важных установлений, представлений, мифов, родословных, сформулированных навыков деятельности и т.д., без которых каждое новое поколение людей должно было бы заново разрабатывать для себя правила совместною проживания, заново объяснять мир, то есть строить новую мифологическую картину мира, заново вырабатывать правила эффективной охоты, собирания съедобных растений, а в дальнейшем - скотоводства и земледелия, ремесленного производства.
Выделяются исполняемые определенными людьми социокультурные роли, для которых самым важным является то, что они заменяют или во всяком случае очень способствуют существованию коллективной памяти. В разных культурах мы видим различных, но четко выделяемых носителей этой коллективной памяти. В Древней Греции это были аэды и рапсоды, помнящие тысячи стихов Илиады и Одиссеи, в Средней Азии - манасчи, знавшие весь эпос "Манас" наизусть, у всех народов были сказители, помнившие гимны, былины, сказки, притчи и т.п. Интересным явлением уже в другой области - в области обычного, то есть основанного на обычае, а не на писанном законе, праве - были скандинавские законоговорители, которые не только должны были помнить все неписанные законы, но и держать в памяти наиболее яркие прецеденты, то есть примеры применения права в особых, часто очень запутанных случаях. Им же нужно было хранить и традиционные, иногда очень длинные правовые формулы, скажем, формулу обвинения кого-то в убийстве. И если обвинитель, выступая на тинге (собрании свободных членов данного общества) и произнося формулу обвинения, ошибался, то это обвинение на собрании даже и не принимали к рассмотрению. Таким образом память становится предметом заботы общества. И в дальнейшем возникает даже целое искусство памяти, различные мнемотехники (от греческого слова "мнемэ" - память, то есть техники запоминания), память тренируют различным образом [см. 49]. Иногда у некоторых народов появляются и вспомогательные средства, способствующие запоминанию некоторых важных сведений. Так, у гонца или посла может появиться своего рода "шпаргалка", по которой он вспоминает данное ему поручения сообщить что-то. Это еще не письменность, а только нечто похожее на "узелки на память" или на крестики, которые еще до сих пор некоторые рисуют на пальце, чтобы вспомнить что-то очень важное. Такими шпаргалками могли быть палочки с насечками или связки или иные наборы предметов, напоминающих содержание сообщения. И конечно же, понимание таких посланий, если рядом нет человека, уже знающего его смысл, затруднительно. Вот что пишет о таком эпизоде Геродот: "Скифские цари... отравили к Дарию глашатая с дарами, послав ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти дары, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. По его словам, если персы достаточно умны, должны сами понять значение этих даров. Услышав это, персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и приносят ему [в знак покорности] землю и воду, так как мышь-де живет в земле, питаясь, как и человек, ее плодами; лягушка обитает в воде, птица же больше всего похожа [по быстроте] на коня, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления.... Против этого выступил Гобрий... Он объяснил смысл даров так: "Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или как мыши не зароетесь в землю, или как лягушки не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами" [31, С. 277-278]. Такого рода послание с помощью так называемых предметных писем всегда трудно "прочесть", оно многозначно и неопределенно. Такое письмо всегда нуждается еще и в памяти, то есть понимания смысла представленных предметов.
|
|