Название данного раздела выбрано не случайно. Пока речь не будет идти специально об искусстве, хотя многие рассуждения и примеры будут касаться этой области. Просто искусство является крайним, наиболее чистым выражением того, что можно назвать художественной деятельностью.
Перед нами сложная проблема: почему и как возникает искусство? Ответив на этот вопрос, мы приблизимся к пониманию того, что такое искусство. Подойти к этому можно двояко. Первый подход таков: у человека изначально есть потребность в прекрасном, и нам необходимо только проследить, как зарождаются формы выражения этого чувства красоты и как они меняются вместе с развитием человека и его культуры. Вторая точка зрения исходит из того, что каждая человеческая потребность возникает вместе, а часто и после возможностей ее удовлетворения. Разумеется, это касается не биологических потребностей в еде, безопасности и размножении, речь идет только о социальных, культурных потребностях. У неандертальца не может быть потребности в хорошей сохе - он еще не умеет обрабатывать землю, в эпоху Возрождения еще нет потребности в автомобиле, век назад еще не желали иметь телевизор. Все эти вещи должны были возникнуть, чтобы стать предметом потребности, хотя человек с богатой фантазией может в сказочных мечтаниях увидеть потребность в чем-то подобном: в ковре-самолете увидеть потребность в воздушном транспорте, в волшебном зеркальце - в телевидении и т.д. Но это всего лишь объяснения задним числом, и их не стоит даже обсуждать.
|
|
Вторая точка зрения представляется более обоснованной, поскольку она переносит логику развития хорошо изученной культуры последних тысячелетий на древность. Так, в уже исследованные времена явственно видно, что сперва так или иначе, иногда совершенно случайным образом появляется некоторый предмет, а вслед за тем возникает потребность в нем. Например, Европа совершенно спокойно обходилась без пряностей, но вот, узнав о них от арабов, европейцы обнаруживают жажду пряной пищи и начинают длинный ряд подвигов, подлостей, кровавых войн, смелых путешествий и т.д. И сегодня можно вполне обойтись без жвачки, "Кока-колы", но люди с недавнего времени тратят на них огромные деньги. Современная экономика на очень большой процент направлена на удовлетворение потребностей чисто престижных, модных, "пижонских". И эти потребности создаются и насаждаются производителем.
Поэтому вряд ли стоит искать некое первоначальное эстетическое чувство, для удовлетворения которого создавались художественные формы, - само появление этого чувства, этой потребности в красоте еще должно быть объяснено.
|
|
Мы можем легко заметить, что в любой области культуры человек всегда каким-нибудь образом преобразует некоторый вещественный, чувственный (то есть воспринимаемый органами чувств) материал. И это касается не только практической производительной деятельности, которая преобразует, к примеру, руду в металл или пшеницу в муку.
Дело в том что, всякая духовная деятельность, какой вы абстрактной (как математика, современная физика или философия) она ни была, в основе своей имеет деятельность чувственную. Во-первых, в том смысле, что всякая абстракция связана с непосредственно чувственной деятельностью по происхождению. В жизни каждого человека такой переход от конкретно-чувственного, непосредственно ощущаемого к абстрактному, к только мыслимому происходит, когда он начинает, к примеру, учить арифметику. От конкретных яблок и груш ребенок переходит к их изображениям в учебнике арифметики, затем - ко вполне ощутимым, но уже не имеющим заметных индивидуальных различий палочкам, от них - к числам, а позже, он, начиная постигать алгебру - уже начинает оперировать переменными, не закрепленными за конкретными предметами или даже величинами. Но можно с достаточным основанием предполагать, что каждый раз, когда человек использует некоторое, даже очень абстрактное понятие, как, скажем, бесконечность, за этим понятием тянется некоторый след чувственных, образных представлений, есть некоторая чувственная подоплека. Мальчик может мыслить бесконечность как грузовик, который почему-то мчится в небе по Млечному пути. Чрезвычайно абстрактное понятие христианской религии - Божественную Троицу можно представлять как треугольник. В общем, наверное, можно согласится с тем, что абсолютно абстрактной, свободной от образности, от чувственности мысли нет. Как уже говорилось, Жак Адамар [3], один из известнейших математиков XX века, выяснил, что даже математики в своей деятельности оперируют прежде всего некоторыми образами, только потом переводя их на язык математических символов и формул. И в истории общечеловеческой мысли мы видим то же самое. Действительно, первые попытки древнегреческих философов объяснить, из чего и каким образом составлен наш мир, хотя и вышли в какой-то мере за границы мифологического образного мышления, все же сохраняли связи с чувственными образами. Гераклит сводил весь космос к огню, Фалес -к воде, его ученик Анаксимен - к воздуху, а впоследствии утвердилось - и надолго - представление о четырех элементах., составляющих мир: огне, воздухе, воде и земле. Все это можно пощупать, почувствовать.
Чувственность по-разному представлена в нашей деятельности и восприятии. Во-первых, она прямо связана с использованием именно тех свойств вещей, которые мы воспринимаем непосредственно органами чувств. Одежда нужна, потому что в ней тепло, пища - потому что она насыщает и может быть вкусной, вода утоляет жажду и т.д. Иное отношение к чувственности возникает в основе художественной деятельности и уже - в искусстве.
В художественной деятельности человек отрывает непосредственно воспринимаемые нами материал и форму некоторого объекта от возможности какого-либо их использования. Статуя на площади не имеет никакого практического смысла. Живописное полотно не может быть употреблено в какой-нибудь практической функции. Но и предметы так называемого прикладного искусства также демонстрируют нам это отношение. Скажем, украшенная росписью греческая амфора служит для хранения и переноски жидкостей с тем же успехом, что и другая амфора, нерасписанная. Сам рисунок на сосуде никак не влияет на полезные функции данной вещи, от практического употребления этой вещи он отделен. Особенно явно такое отделение формы предмета от его возможного использования видно сейчас, когда, например, старую посуду могут хранить под стеклом, трогая ее лишь изредка только чтобы смести с нее пыль.
|
|
Профессионал-философ может заметить, что здесь в общем воспроизводится точка зрения Иммануила Канта на сущность прекрасного [50]. Как во многих других случаях, и здесь позиции Канта формальна, то есть он не стремится обнаружить свои предпочтения, не говорит о том, что хорошо и что плохо, не отделяет высокое искусство от поделок дурного вкуса. Кант лишь определяет всеобщие условия, при наличии которых мы могли бы нечто назвать прекрасным. Такими условиями в данном случае является то, что, во-первых, предмет вызывает чувство наслаждения, а во-вторых, что это наслаждение не связано с удовлетворением какой-либо телесной нужды. Это наслаждение бескорыстно и не связано с какой-либо нашей заинтересованностью в данном предмете. Предметом подобного наслаждения является чистая форма.