Этот процесс овладения пространством продолжается очень долго. Первоначальные, как кажется нам, бессмысленные движения ребенка сменяются достаточно целенаправленными, когда он в первые полгода своей жизни научается хватать игрушки и тянуть их в рот. Затем уже наступает очередь игры, особенно игры подвижной. Мир вокруг расширяется в буквальном смысле слова. Это уже двор или лужайка, где известен каждый камешек и каждый кустик, каждая кочка и выбоина. Но человек взрослеет. Игра сменяется трудом, который есть не только манипуляция с предметами, но и все более тонкое восприятие пространства и все более сложная его структурация.
В смене этих типов деятельности возникает то, что можно назвать личным пространством, то есть тот фрагмент пространства, который не может быть отделен от данного человека. Это не только та часть пространства, которую занимает человек своим телом, но и некоторая область, лежащая вокруг него. Тело человека как вы расширяется, пространство вокруг него становится частью этого тела и приобретает чувствительность почти такую же, что и кожа. Проникновение в это личное пространство всегда связано с ощущением дискомфорта и даже опасности. Человек в этом случае начинает обороняться - либо пассивно, отодвигаясь от "агрессора", или как-то иначе выражая недовольство этой непрошеной близостью.