Примеры организации социокультурного пространства

Приведу некоторые примеры организации пространства. Самым важным во всех, наверное, культурах является дом как одно из основных социокультурных явлений. Нет ни одной культуры, в котором бы не было дома не только как определенным образом ограниченного пространства, в котором можно укрыться от природной стихии и защититься от врага, но который не был бы связан так или иначе с принятыми в данной культуре представлениями о мире.

Особое значение дома как явления культуры заключается в том, что он ограничивает пространства, разделяя его на две части: мое (наше) пространство и внешний мир. Естественно, что мое пространство выделено во многих отношениях. Это не только уютное, привычное пространство, приспособленное для обыден­ных нужд. Важно еще - а может быть, прежде всего - то, что это пространство упорядочено. И еще важнее, наверное, то, что в том, как упорядочивается пространство дома, прямо выражаются представления об упорядоченности мира, о порядке вообще. Дом становится небольшой моделью мира. То есть дом становится маленьким миром со всеми его законами. Основным, можно ска­зать, в этом мире является противопоставление порядка и бес­порядка, космоса и хаоса. Нужно иметь в виду, что понятие космоса в данном случае вполне в соответствие с древним значе­нием этого слова ("космос" на древнегреческом означало "укра­шение", "порядок") надо понимать не только как весь мир вообще, как вселенную, но как мир законосообразный, благо­устроенный, даже благолепный; именно в этом смысле он противопоставляется хаосу, как чему-то случайному, неустроен­ному, иногда даже злому, разрушительному началу. Порядок мыслится не только как простая урегулированность, повторяемость, но как моральная устроенность, как благо, даже как красота.

Вне дома - полный случайностей и враждебных сил мир. Силы эти все время пытаются поглотить дом с его обитателями, они по природе своей злы и вредоносны. В сущности, можно сказать, они питаются - не в прямом, конечно, смысле этого слова -жизнью и духом благолепия, царящего в доме. Поэтому эти силы всегда пытаются проникнуть в дом силой либо обманом. Значит, дом нужно оберегать и особенно оберегать места, через которые эти злые начала могут проникнуть в него: порог, окно, дымоход (особенно, если дом топится "по-черному"), вход в подпол, иног­да какой-то особый угол, через который по распространенным представлениям злым силам легче всего пролезть в дом. Во многих культурах поэтому эти части дома защищены особым образом. Оберегами от злых сил могут быть не только различные растения, как, скажем, чеснок, крапива, полынь или острые предметы (иголка, нож и т.п.) у восточных славян, или дощечки из персикового дерева у китайцев, но также некоторые действия (крестное знамение). Это может быть и лоскуток пергамента с текстом из Торы (у евреев), может выть подкова, может быть просто надпись (скажем, из Корана) [66].

Одной из злых сил, и самой страшной, разумеется, является смерть. Поэтому проникновение ее в дом должно выть нейтрали­зовано. Во-первых, конечно, для этого выносят покойника и хоронят его. Но во многих случаях, помимо этого, нужно воспре­пятствовать повторному проникновению смерти в тот же дом. Для этого, к примеру, гроб с покойником могут обнести вокруг дома или вертят гроб перед порогом, - все это для того, чтобы запутать смерть, чтобы она не смогла снова найти дорогу в тот же дом.

Дом, как уже было сказано, служит моделью мира, но не только дом - в каждом вероисповедании молитвенный дом явля­ется жилищем божественного существа. Более того, мы можем заметить, что и потусторонний мир также устроен так, что в нем есть те же помещения и строения, которые характерны для зем­ной жизни. У скандинавских народов жилище богов так и назы­вается - асгард ("двор", "хутор" богов-асов).

Чрезвычайно важным для искусства является такая органи­зация пространства, которая позволяет очертить и выделить, мож­но даже сказать - выпятить само произведение искусства, отде­лить его от остального мира. Это рама в самом широком смысле слова. Такая организация пространства связана прежде всего с рамкой в живописи, пьедесталом в случае скульптуры, сцениче­ской коробкой и особенно рампой, отделяющей сцену от зритель­ного зала. В книге как произведении культуры тоже можно найти нечто подобное рамке. Это обложка, название; внутреннее про­странство книги организуется с помощью полей, разбиения на главы, и т.п. В кино пространство организуется прежде всего с помощью кадра.

Как и во многих других случаях, даже нарушение принципа рамки только подчеркивает значимость самого этого принципа. Так, скажем на картине одного современного художника нарисо­вана сама рамка, за которую почему-то переходит открытая ка­литка. Перед Большим залом филармонии в Ереване прямо в траве на лужайке лежит каменный олененок. Здесь тоже нарушен принцип рамки - ведь скульптура не выделена с помощью пьеде­стала, но именно само нарушение вновь подчеркивает этот прин­цип, поскольку мы сразу же это нарушение замечаем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: