Место прокуратуры в системе ОГВ РФ

Основной вопрос заключается в определении места данного государственно-правового института в системе действующих органов государственной власти РФ. Действующее законодательство не дает однозначного ответа на данный вопрос. Проблема неопредленности места прокуратуры в системе государственных органов России имеет ряд историко-правовых предпосылок.

1. Историческая предпосылка.

Изначально зародившись как орган императорского надзора в 1722 г., прокуратура следила за исполнением указов императора. Реформа 1864 года изменила статус ПР, превратив ее в орган уголовного преследования, сделав одним из учреждении юстиции, призванных обслуживать, прежде всего, интересы судопроизводства. В советский период прокуратура была возрождена как орган надзора. (ИСТОРИЧЕСКАЯ)

2. Нормативная предпосылка.

Существующий институт П (его научно-теоретическая, нормативно-правовые основы) был сформирован преимущественно в советский период. Советская правовая доктрина не признавала теорию разделения властей. Считалось, что механизм государства социалистического типа состоит из: органов государственной власти (представительные органы - советы); органов государственного управления (исполнительно-распорядительные органы - исполкомы); органов правосудия (суды) и органов контроля и надзора (прокуратуры) Каждый из указанных органов осуществлял соответствующий вид государственной деятельности. Подобный подход сформировал модель советской прокуратуры, сочетающей в себе функции надзора и функции уголовного преследования. (ИСТОРИЧЕСКАЯ))

3. Правовая предпосылка

Действующая КРФ в ст 10 провозгласив, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, в ст.11, определяющей совокупность органов, осуществляющих государственную власть в РФ, не называет среди них ПРФ. ФЗОП также не определяет принадлежность прокуратуры к какой-либо из названых ветвей власти. Подобное положение вещей позволяет некоторым авторам относить ПРФ практически к любой из них. (ПРАВОВАЯ). Указанные предпосылки и породили проблему определения места прокуратуры среди ОГВ РФ.

Существует несколько точек зрения на определение места П в системе ОГВ РФ их совокупность условно можно разделить на две группы: прокуратура РФ принадлежит к одной из трех ветвей власти или является самостоятельной ветвью власти либо прокуратура занимает особое место в системе ОГВ РФ.

I. Прокуратура принадлежит к одной из традиционных ветвей власти или же является самостоятельной

ветвью власти.

Данный подход можно условно разделить на следующий точки зрения.

1. ПРФ принадлежит к законодательной ветви власти и является одним из ее контрольно-
надзорных органов.

Аргумент защитников данной позиции заключается в том, что Государственная Дума Федерального собрания принимает федеральные законы, которые, в свою очередь, являются основным содержанием предмета прокурорского надзора за исполнением законов.

Другими словами, прокуратура не исполняет законы, а надзирает (т.е. осуществляет одну из форм контроля) за их исполнением и поэтому должна входить в систему федеральной законодательной власти, т.к. осуществлять контроль за исполнением законов может только тот субъект, который их принял (А.Ф Козлов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: